Тема- "Красна сказка складом, песня ладом". Эпитеты в произведениях фольклора и художественной литературы.
Цель: Формировать представления учеников о народном календаре и эпитетах в произведениях фольклора.
Задачи:
· Учить сочинять продолжение сказки, составлять пословицы и их объяснять.
· Развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас по теме, использовать эпитеты.
· Воспитывать уважение к народным традициям, чувство восхищения веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.
Оборудование – раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Загадаю вам, ребятки, загадку:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки … (мороз).
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а… (лёд).
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Скажите, что за месяц это? (январь).
Идёт январь – “перезимье”, морозами лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда от одного дня к другому “разгорается солнце”!
В народном представлении первые дни января завершали солнцеворот. Позади оставался дух холода и тьмы.Поэтому всем миром устраивали весёлые праздничные гуляния.
-Куда относятся загадки?(К фольклору)
-Какими праздниками богат январь?
(Ответы учеников: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.)
Как праздновали?
В стародавней Руси звался январь – месяц “сеченем” и “просинцем”.
2.Словарная работа.
Январь – сечень, просинец.
Сечень – сечёт зиму пополам.
Просинец – в январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снега и льды становятся тоже будто синими.
3.Творческое задание “Сложи и объясни пословицу”.
(Класс делится на четыре группы. Каждой группе даны карточки со словами. Необходимо сложить карточки так, чтобы получилась пословица).
1. Январь – году начало, зиме середина.
2. Месяц январь – зимы государь.
3. Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
4. Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.
В январе между Крещением (19 января) и Татьяниным днём (25 января), есть неделя, которая называется “Емельян – накрути буран”, “Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый вечер собирались ребятишки после уличных зимних забав в натопленной избе послушать бабушкины сказки, да самим их потом рассказывать.
Собрались и мы позабавиться да потешиться,
Пошутить, да ума – разума со дна зацепить!
Мудрая пословица гласит:
“Красна сказка складом…”
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы учеников.)
Учитель: Верно.
Складывать, сочинять сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку, проведём разминку.
-Назовите герое сказок.
Сивка-бурка,добрый молодец,красна девица,Кащей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба-Яга. Иван-царевич, Иван – дурак. Чудесные предметы: ковер – самолет, меч – саморуб, волшебный клубок, скатерть – самобранка, живая вода и молодильные яблоки .Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
Начинаются сказки, как правильно, традиционными формулами зачинов: жили-были старик со старухой…, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был… и заканчиваются традиционными концовками: стали они жить поживать и добра наживать, или устроили они пир на весь мир.
В русских сказках часто используются постоянные эпитеты и устойчивые словосочетания: добрый конь; серый волк; красна(я) девица; добрый молодец; чисто(е) поле; зелено вино; красавица писаная; пир на весь мир; идти куда глаза гладят; ниже плеч буйную голову повесил; (говорить) человеческим голосом; (бежать) во весь дух; и такая красивая, что ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, или долго ли коротко ли; ну, слава богу! Хорошо, что сам жив остался!… и другие.
Учитель: Ой, смекалистый народ.
Знают всех наперечёт.
Чтоб нам сегодня не тужить,
Пора и сказочку сложить.
Свечка загорается, сказка начинается.
Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре.
“В
некотором лесном царстве, в зимнем государстве жила в снежном тереме Сударушка
Метелица. Была она мастерица – рукодельница, очень любила плести снежные
кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема на заснеженную полянку и
начнёт танцевать, кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется работой
Метелицы и её танцем. Нарезвится Метелица, подарит свои кружева берёзкам,
ёлочкам, соснами вновь отправится в терем, приниматься за работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?
Творческое задание: сочини продолжение сказки.
Ответы учеников. Выслушать 2-3 человека.
Учитель: Очень хорошие сказки сложили ребята. Я вам предлагаю потрудиться. Украсить кокошники для героини нашей сказки сударушки Метелицы
Словарная работа:
Кокошник – девичий головной убор.
Творческая работа по группам.
Класс делится на три группы. На столах лежат шаблоны кокошников из белой бумаги, украшение для них из цветной бумаги в форме кружков, треугольников, ромбов и т. д., клей-карандаш. Учитель даёт задание каждой группе изготовить
Учитель: Зимнее время – время волшебства. Наша встреча сегодня не исключение. Стоит вам, ребята, на несколько мгновений закрыть глаза, произойдут тут же чудеса.
Разминка для глаз.
“Песня ладом” - это окончание пословицы “Красна сказка складом, песня ладом”.
4.Заключительное слово.
-Какая тема урока была сегодня?-С чем работали?
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
“Песня ладом”
|
Январь – году начало, зиме середина.
Месяц январь – зимы государь.
Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.