Тема: Красное словцо не ложь. Прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Тема: Красное словцо не ложь. Прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл—4 кл
20.02.2020
Тема: Красное словцо не ложь. Прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.
Тема: Красное словцо не ложь. Прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.
Красно словцо не ложь.docx

Тема: Красное словцо не ложь. Прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.
Цель: Научить различать прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.

Задачи-1) Формировать у учащихся умения работать с прямым и переносным лексическим значением слова, находить значение в пословицах и фразеологизмах.
2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении, разивавать умения подбирать фразеологизмы. Вырабатывать навык работы с орфограммой.
3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.

Оборудование-раздаточный материал.

Ход урока.

1.Оргмомент.

 Фронтальный опрос.
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Что могут обозначать слова? (Предметы, явления, признаки, действия, состояние)
- Что называется лексикой? (раздел науки, который изучает словарный состав языка)
- Откуда произошло это слово? (От греч. ЛЕКСИС- слово, оборот, выражение)
- Какие 2 значения имеют слова? (1) лексическое зние, 2) грамм-ое зн-ие)
- Какие слова называются однозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение)
- Какие слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений)
- Вы знаете, кто такой Илья Муромец?(Народный богатырь, герой многих былин)В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное:«Ты умей его, девица перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое, переносное. 2.Работа по теме урока.

Запись на доске:железные гвозди, железное здоровье.
Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает «сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось переносное значение.
золотое кольцо, золотое слово
 Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).
Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу). Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина: 
Золотые руки – В мозолях
Руки не из золота. Руки эти.
Золотые руки Самые нужные
Не боятся холода. Руки
В ссадинах На свете.

Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.
Иностранец подходит к продавцу ягод.
- Что продаете?
- Черную смородину.
- А почему ж она белая?
- Потому что зеленая.
Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый, неспелый)
Словарная работа: олицетворение, метафора.
Олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами
Метафора- это перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству. (Например: стальной (нож) — стальные (нервы) — стальной (цвет).)
Распределительный диктант
Прямое значение                     Переносное значение
Глухой старик                        Глухой переулок
Завели машину    
 Вскипела вода                        Глухой голос
Температура снизилась          Завели разговор
Глухой согласный                    Вскипело сердце
                                                     Успеваемость снизилась
Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.
Чтение следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:
а) Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится. 
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

•  Не видать как своих ушей. 

•  Покраснел до ушей. 

•  Развесить уши .

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.    Нос

-  Какие знаете фразеологизмы со словом нос? Приведите примеры.

•  Водить за нос 

•  Задирать нос 

•  Зарубить на носу 

•  Клевать носом 

•  Любопытной Варваре на базаре нос оторвали 

•  Нос повесить 

•  Остаться с носом 

•  С гулькин нос 

•  Совать свой нос в чужие дела 

Учитель.  Молодцы! Теперь подведем итог работы. Проверим внимательно ли вы слушали. 

 На доске карточки со словами.  Вам необходимо распределить карточки со словами,  отнеся

их к одному из трех слов: нос, уши, язык.          

                      НОС                       ЯЗЫК                       УШИ

 клевать (1)             бежать высунув(2)           как корова слизала (2)

с гулькин (1)              держать востро (3)    не видать как своих (3)     повесить на плечо (2)  

Физминутка

3.Закрепление материала.            

 Игра «Доскажи словечко»

- Добавьте недостающее слово или  словосочетание. Объясните значение фразеологизмов.

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…   (не разольешь)

2.  Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…  (медвежью услугу)

3.  Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес… (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши … (вянут)

4.  Мне сказали: “Ваш Алеша,

На уроке сел в … (калошу)»

Я смеюсь: “Ведь это ложь,

Нет таких больших калош!”

5.  У маленького Паши

Ботинки просят….  (КАШИ)

Учитель.  Объясните эти устойчивые выражения.

Водой не разольешь – крепкая дружба, друг всегда помогает, рядом. 

Оказать медвежью услугу –  услугу, повлёкшую, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана.

Кто в лес, кто по дрова –  вразнобой, вразброд; нестройно.

Уши вянут – устал слушать (слышать), надоело, достало.

Сесть в калошу - оказываться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу.

Ботинки просят кашу – требуют ремонта

Учитель.  Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало. Фразеологические обороты  украшают речь, делают её выразительной, образной.

Учитель. Назовите фразеологизм.

   Кот наплакал

Есть несколько версий возникновения фразеологизма "кот наплакал". Первая версия - это зоологическая версия.  Вторая версия говорит, что выражение "кот наплакал" произошло от арабского выражения, которое переводится "перестать получать достаточно денег". Вот и увидели сходство с плачущим котом и стали применять относительно малого количества

денежных средств - "денег кот наплакал". 

 Клевать носом.Учитель. Вспомните  фразеологизм.

Фразеологизм возник,  когда наблюдали за птицей. Когда птица клюет зерна, она низко наклоняется к земле.  

Спать без задних ног.Происхождение связано с тем, как спит лошадь.  После тяжелой работы спит с расслабленными задними ногами.  

 Прямой смысл пословицы.

Дорога ложка к обеду. - Без ложки не поешь супу.

Золото и в грязи блестит. - Что-то красивое, блестящее лежит в грязи.

Правду, что шило, в мешке не утаишь. - Вижу мешок, из которого торчит что-то острое, как иголка.

Цыплят по осени считают. - На птичьем дворе ведут подсчёт цыплят.

Переносный смысл пословицы.

Дорога ложка к обеду. - Всякое важное дело должно быть сделано вовремя.

Золото и в грязи блестит. - Ценный, значительный человек будет заметен и в плохой одежде.

Правду, что шило, в мешке не утаишь. - Правда обязательно обнаружится, скажет о себе, проявит себя.

Цыплят по осени считают. - Итоги подводят, когда закончат дело.

Учитель.  Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

 Карточки. Дети получают карточки с текстом. Нужно составить фразеологический оборот.

Учитель.   При помощи фразеологизма можно выразить основную мысль прочитанного. Поработайте и замените прочитанное предложение фразеологизмом.

 1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)

2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)

3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)

4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)

5. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? {Лёгок на помине).

6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово (Слов на ветер не бросает).

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова

1.     Всю  четверть  ученик  трудился  усердно. ( Не покладая рук)

       Денег  в кошельке  очень  много. (Куры не клюют)

2.     От   мальчишек  я  бежал  быстро. (Сломя голову)

        Иванов  работает  здесь  недавно. (Без году неделя)

3.     Соседнее  село  от  нас  совсем  близко. (Рукой подать)

       Это  правило  нужно  запомнить  навсегда. (Зарубить на носу)

Что обозначают фразеологизмы?

Писать как курица лапой (коряво, некрасиво) Зарубить на носу (запомнить)

Спустя рукава (небрежно, кое - как) Бить баклуши (бездельничать)

Не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте)

Без царя в голове (глупый, бесшабашный, беспечный, непутёвый, недальновидный человек)

 Учитель.  Фразеологизмы  нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи. Попробуйте вспомнить и ответить крылатым выражением:

1.  Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) – яблоку негде упасть

2.  О полной тишине (рисунок мухи) – слышно, как муха пролетит

3.  Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) – в рубашке родился

4.  О человек, который ничего не поймал (рисунок зайцы)  - за двумя зайцами погонишься - 

ничего не поймаешь)

5.  О человеке, который невнимателен (рисунок ворона) – считать ворон

 По рисунку вспомнить фразеологизм.

Открывают карточку, на которой кошка.Назовите фразеологизмы, связанные с этим предметом. Кошка – как кошка с собакой, кошки скребут на душе, купить кота в мешке, играть в кошки-мышки. Медведь – медвежья услуга, медведь на ухо наступил. Крокодил – крокодиловы слезы.

Проверка работы.

-   Какие новые фразеологизмы вы узнали? Какие высказывания вас удивили?

4.Итог урока
-Чем переносное значение отличается от прямого?(Прямое значение указывает на на основной признак , действие. Переносное значение возникает в результате переноса названия одного предмета , действия на другой)- Для чего используются слова с переносным значением в речи? 
(используется как выразительное средство)
-  Чему учились на занятии? 

-  Кто доволен сегодня своей работой?

-  Как бы вы оценили свою работу?  Красное словцо не ложь что это? Пословица меткое выражение.

-  Какими фразеологизмами вы могли бы оценить свою работу? (Работали засучив рукава, не били баклуши, на считали ворон, не ударили в грязь лицом, не лезли за словом в карман, голова была на плечах,  ловили все на лету, язык был хорошо подвешен).

 Учитель.  Закончить наше занятие мне хотелось бы словами русского писателя А.П.Чехов:    «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке».

 

Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

 

 

 - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили

 

 

 Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Маринка с петухами ложится?
Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится. 

 

 

 

Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

 

 

Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

 

 - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили

 

 Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Маринка с петухами ложится?
Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
 

 

 

 

 

 

 

НОС                      

ЯЗЫК                     

 УШИ

 

 

Дорога ложка к обеду.

 

 

 

 

Золото и в грязи блестит.

 

 

 

 

Правду, что шило, в мешке не утаишь.

 

 

 

Цыплят по осени считают.

 

 

 

 

 

Дорога ложка к обеду.

 

 

 

 

Золото и в грязи блестит.

 

 

 

Правду, что шило, в мешке не утаишь.

 

Замените фразеологизмом.

 

1.     Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу?

 

 

 

Замените фразеологизмом.

 

2.     Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул.

 

 

 

Замените фразеологизмом.

 

3.     Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?

 

 

 

Замените фразеологизмом.

 

4.     Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.

 

 

 

Замените фразеологизмом.

 

5.     Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае?

 

 

 

Замените фразеологизмом.

 

6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово.

 

 

 

Замените фразеологизмом.

 

6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово.

 

 

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова.

 

1.     Всю  четверть  ученик  трудился  усердно.

       Денег  в кошельке  очень  много.

 

 

 

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова.

 

2.     От   мальчишек  я  бежал  быстро.

        Иванов  работает  здесь  недавно.

 

 

 

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова.

 

3.     Соседнее  село  от  нас  совсем  близко.

       Это  правило  нужно  запомнить  навсегда.

 

 

 

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова.

 

1.     Всю  четверть  ученик  трудился  усердно.

       Денег  в кошельке  очень  много.

 

 

 

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова.

 

2.     От   мальчишек  я  бежал  быстро.

        Иванов  работает  здесь  недавно.

 

 

 

 

 

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова.

 

3.     Соседнее  село  от  нас  совсем  близко.

       Это  правило  нужно  запомнить  навсегда.

 

 

 

 

   Замените  фразеологизмами  выделенные  слова.

 

1.     Всю  четверть  ученик  трудился  усердно.

       Денег  в кошельке  очень  много.

 

 

 


 

Тема: Красное словцо не ложь.

Тема: Красное словцо не ложь.

Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять

Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять

На доске карточки со словами.

На доске карточки со словами.

Цыплят по осени считают. - Итоги подводят, когда закончат дело

Цыплят по осени считают. - Итоги подводят, когда закончат дело

Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник

Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник

НОС ЯЗЫК

НОС ЯЗЫК

Дорога ложка к обеду.

Дорога ложка к обеду.

Замените фразеологизмом. 1

Замените фразеологизмом. 1

Замените фразеологизмами выделенные слова

Замените фразеологизмами выделенные слова

Тема: Красное словцо не ложь. Прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.

Тема: Красное словцо не ложь. Прямое и переносное значение слов в пословицах и фразеологизмах.
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку