Тема: культура общения медицинских работников

  • doc
  • 06.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала культура общения медицинских работников.DOC

Тема: культура общения медицинских работников

 

О роли и месте культуры, мудрости общения в сфере врачевания известная журналистка Т. Тесс писала: «…есть в медицине такая тонкая и сложная сфера, формирование которой зависит не от открытия новых лекарственных средств или способов хирургического вмешательства, а – душевных свойств человека. Это – сфера отношений между врачом и больным ». ( Известия, 1967, 30 июля).

Действительно, отношения «врач – пациент» имеют колоссальное значение на ход и результат лечения. И на первое место здесь выходит поиск и установление личного контакта обеих сторон. Безусловно, врач должен иметь четкое представление о культуре общения, биоэтике и медицинской деонтологии.

Так что же такое культура общения? Почему именно ей отводится главенствующая роль в формировании профессиональных качеств медицинского работника? Какова связь культуры общения с деонтологией и биоэтикой?

Культура общения – прежде всего знание и соблюдение наиболее распространенных в обществе норм и правил поведения, духовно-нравственная воспитанность человека, индивидуальный стиль, культура речи. Выделяют две стороны культуры общения – внешнюю и внутреннюю. Внешняя выражается пристойными манерами, умением в различных ситуациях держаться достойно, тактично и ненавязчиво. Располагающее к общению поведение, будучи помноженным на элементарную культуру речи, дает тот желаемый эффект, который известен как внешнее обаяние человека. Внутренняя сторона культуры общения объединяет образованность, интеллигентность, воспитанность, культуру чувств, мировоззрения, знаний, образа жизни.

На эффект общения врача с больными оказывают влияния все проявления внутренней и внешней культуры врача. «Даже внешний рисунок поведения – мимика, выражение глаз, жестикуляция, походка и осанка, одежда и прическа -  все это содержит информационные сигналы об эмоциональных состояниях и настроениях» (Иконникова С.Н. Культура общения. М., 1982).Определенно, врач в общении с больным выявляет уровень не только этического, но и эстетического воспитания. Внешне неопрятный врач, медсестра, студент могут вызвать у больного чувство брезгливости, глубокого неуважения и отторжения.

Кодексы врачебной этики формировались веками. Рассмотрим те, которые основаны на гуманном отношении к пациенту и составляют внешнюю и внутреннюю культуру врача. Древнеиндийскому врачу Сушруте, основателю индийской хирургии, принадлежит предписание: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен. Скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду,  в особенности же избегать болтовни и шуток с женщинами и не садиться на одну кровать с ними. Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, строго правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться высочайшей умеренностью и целомудрием, постоянно стремиться делать добро. Хороший врач обязан усиленно посещать и тщательно исследовать больного и не должен быть боязлив и нерешителен» (Цит. по: Вагнер Е.А., РосновскийА.А. – О самовоспитании врача, 1996).

Знаменитый древнегреческий мыслитель и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в своих трактатах много уделял внимания внешней культуре врача (Избранные книги. М., 1936): «Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других…Затем, ему прилично держать себя чистым, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Вот еще один совет Гиппократа из кодекса о поведении врача: «Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать».

Врачебная деятельность в России была регламентирована при Петре I. Уже в первых указаниях Петра обращается внимание на то, какими соображениями этического порядка должны руководствоваться врачи при исполнении своих обязанностей: «Чтобы доктор в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог. …У каждого врача есть первый долг быть человеколюбцу и во всяком случае быть готовым к подаянию помощи людям, болезнями одержимым…».

Злободневность проблем культуры общения врача в деле врачевания не утрачивает своего значения и в наше время. Постижение   культуры общения является одним из принципов медицинской деонтологии,  поскольку способствует повышению полезности лечения. Деонтология  в частности рассматривается как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, о взаимоотношениях между медиками, больными и их родственниками, а так же о взаимодействии между коллегами в медицинском коллективе. Всё выше упомянутое подразумевает необходимость обучения культуре общения с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой (учение о морали). И это понятно, поскольку долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле есть категории этические.

Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинской документацией пациента. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Главное из них – исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному.

Н.Н.Петров писал: «Основная задача всякой медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди – пользе медицины».

На первый взгляд, такие напоминания кажутся излишними, поскольку это само собой разумеющийся факт. Однако опыт показывает, что подобные напоминания важны. И не только в медицине, но и во всех отраслях человеческой деятельности, потому как любые специалисты слишком легко и часто переоценивают роль своей специальности, забывая о тех, кому она, собственно, и должна служить.

К великому сожалению, за негативными примерами ходить далеко не приходится. В «Медицинской газете» от 19 октября 1983 года можно прочесть письмо Г.Н.С. «Избавьте нас от унижений». Женщина решила стать матерью, пренебрегая формальными законами. Будучи беременной, она оказалась в Балашихинском кожно-венерическом диспансере, у врача Обуховой.

 Г.Н.С. рассказывает: «Сесть мне не предложили, пришлось это сделать самой. Наконец, врач изучила мое направление, подняла глаза и спросила: «Фамилия мужа?» Я ужасно смутилась и от неожиданности выпалила:

- Никакая».

- Ах вот оно что? Фамилия сожителя?

Мне показалось, что надо мной небо разверзлось. А в двух шагах еще сидит знакомая по работе. И я сказала, что на эту тему отказываюсь разговаривать. Что тут поднялось! Не дай Бог моему будущему ребенку услышать такую брань. Как меня только не называли. Хожу, мол, по заводу с таким «пузом», да еще из себя кого-то строю. По пути в диспансер купила шерстяное детское одеяльце, так за это меня еще и мешочницей обозвали. В результате бессонная ночь, сердечный приступ».

 

Список используемой литературы и  публикаций сети Интернет

1.    https://multiurok.ru/files/kultura-professionalnoi-kommunikatsii-meditsinskog.html

2.    https://studopedia.ru/3_122315_obshchenie-s-patsientom.html

3.    https://scienceforum.ru/2020/article/2018020983

4.    https://asklepia.ru/f/lekciya_1.pdf

5.    https://ct4.ucoz.ru/publ/bibc4/22_m/m_004_0/23-1-0-354

 


Скачано с www.znanio.ru