Класс: 1
Тема: М. Пляцковский «Добрая лошадь». Литературное слушание. С. Баруздин «Веселые рассказы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М. Пляцковского «Добрая лошадь», С. Баруздина «Веселые рассказы», формирование умений для развития читательской самостоятельности.
Задачи:
Дидактическая: формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”.
Развивающая: развивать умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научится осознанно воспринимать, читать вслух произведения различных жанров (рассказ) и отвечать на вопросы по содержанию;
- умение выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки;
- развивать умение выражать отношение к героям сказки и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение искать необходимую информацию из учебника;
- умение сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- готовность к обучению, положительное отношение к чтению;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по литературному чтению 1 класс, (Л.А. Ефросинина)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности -Прозвенел звонок, начался урок. Тихо будем мы сидеть, чтобы знать всё и уметь. -Чему мы учимся на уроке литературного чтения? -Молодцы, я уверена, что у вас всё получится. |
Приветствие учителя читать правильно, выразительно, громко
|
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии Артикуляционная гимнастика -Прочитаем скороговорку. «За-за-за- приближается гроза. Жа-жа-жа- заблестели два чижа. Ся-ся-ся- Костя ловит карася.» -Молодцы. |
Дети читают скороговорку |
3. Выявление места и причины затруднения -Какие произведения мы с Вами читали в разделе «О наших друзьях – животных»? -Сегодня мы переходим к новому разделу «Учимся уму-разуму». -Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? -Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой, которую написал М. Пляцковский. Она коротенькая, но очень мудрая. |
Норка и Жулька, Мушка
Ответы детей |
4. Построение проекта выхода из затруднения Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке? - -Что вы можете сказать о биографии Пляцковского? -Давайте перенесёмся в мир книг, которые для вас написал М. Пляцковский. -Михаил Пляцковский – это известный поэт-песенник. Родился 2 ноября в 1935 году. Еще в студенческие годы он начал писать песни и стихи. Очень много песен написал для детей, такие как «Улыбка», «Вместе весело шагать». Все его произведения пронизаны добром, сердечностью, теплом и искренностью. -Что узнали нового? |
Познакомиться с авторской сказкой М. Пляцковского
Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
5. Реализация построенного проекта -Откройте учебники на стр. 64. -Посмотрите на название, можете определить, о чём пойдёт речь? -Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопросы (аудио). -Что узнали о содержании сказки? -Что вам понравилось в ней? -Ребята, чем хвастовство отличается от похвалы? Хвастовство - неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств, часто преувеличенных. Похвала - хороший отзыв, одобрение. -Прочитайте самостоятельно. Начинает читать…, продолжает …(чит. уч-ся) -О ком эта сказка? -Что огорчило цыпленка? -Кто его успокоил? -Что вы можете сказать о лошади? - Какое качество осуждается в этой сказке? - Перечитаем рассказ (по 1-ому предложению). -Чем хвастались петух, муха, кошка и сова? -Как вы считаете, стоило ли этим им хвалиться? -Почему цыпленку показалось, что он ничего не умеет? -Как его утешила старая лошадь, которая слышала это разговор? -Почему лошадь не вмешивалась в разговор хвастунов? -Что умела делать старая лошадь? -Почему автор назвал свою сказку «Добрая лошадь»? - Назовите персонажей сказки по порядку – так, как они появлялись в сказке.
-А теперь, ребята, я предлагаю вам прочитать эту сказку по ролям. - Каким голосом нужно произносить эти слова и почему? -Мне нужно 7 человек. (выходят к доске) -Выходите к доске. (Раздать иллюстрации персонажей сказки) -Слова автора будет читать…, слова петуха ... и т.д. -Молодцы, присаживайтесь. -Кто из героев сказки заслуживает уважение? За что? - Кто из героев сказки заслуживает осуждение? За что? -А как бы вы поступили, если бы на ваших глазах горько плакал малыш? - Это значит, что вы способны проявить МИЛОСЕРДИЕ. -В чём мудрость сказки? |
Ответы детей
Ответы детей
Хвастовство - неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств, часто преувеличенных. Похвала - хороший отзыв, одобрение.
Ответы детей по прочитанной сказке
Хвастовство
Ответы детей
Ответы детей
Лошадь
умение сострадать, прийти на помощь |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. -Также увлекательны и поучительны произведения у Баруздина Сергея Алексеевича. Баруздин был писателем, который написал немало рассказов и стихов для детей. Его произведения легко читать и самое главное - очень интересно. Сейчас вы прослушаете его произведение «Человеки». (63) — Что особенно понравилось? — Какими были мальчики? -Каких их звали? -Как их называли родители? - Какая фамилия была у мальчиков? -Сколько им было лет? |
Ответы детей |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, а теперь откройте рабочие тетради на страницах 37-38 и выполните задания самостоятельно. |
Дети самостоятельно выполняют задания
|
8. Включение в систему знаний и повторение - Выполним номер 3 вместе со мной Первый вопрос. Как звали мальчиков дома? Второй вопрос. Кличка зайчонка. Третий вопрос. Фамилия мальчиков. Четвертый вопрос. Полное имя Сани. Пятый вопрос. Полное имя Вани. |
Человечки Петрушка Прохоровы Александр Иван |
9. Рефлексия (итог урока) -Назовите произведение, с которым мы работали на уроке. -Чему учит сказка М.Пляцковского «Добрая лошадь»? -Почему говорят: «Не хвались сам, а жди, пока тебя другие похвалят» -Кому захотелось прочитать другие произведения М Пляцковского? -А Баруздина? -Урок окончен. Спасибо. |
Пляцковский «Добрая лошадь», Баруздин «Веселые рассказы» Ответы детей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.