12.09.2022
Урок: Русский язык №8
Тема: Различие ударных и безударных гласных звуков
https://www.youtube.com/watch?v=5oyAf6yOeX4
Цель: Формирование орфографической грамотности, прочного навыка обозначения на письме парных согласных в корне слова.
Планируемые результаты: обобщить и систематизировать способы проверки парных согласных в корне слова; добиться четкого усвоения и понимания теоретического материала; упражнять детей в подборе проверочных слов различными способами;
уточнить значение понятий «проверочное слово» и «проверяемое слово»; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; расширять у учащихся словарный запас; вырабатывать навыки грамотного письма;.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Повторение правил
_-Какие бывают буквы?
- Когда мы пишем большую букву?
- Какие бывают звуки?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие согласными?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько гласных букв?
- Чем отличаются буквы от звуков?
- Какие звуки называются йотовыми (обозначают два звука)?
- Когда они обозначают два звука?
- Какими бывают согласные звуки?
- Какие согласные звуки называются звонкими? -глухими?
-Что такое предложение?
-Что такое текст?
-Что такое тема текста?
-Что такое главная мысль текста?
12 сентября
Классная работа
2.Минутка чистописания (прописать буквы)
Нн
Но ня
Ночь, ночка, ночная, ноченька.
- Подчеркните изученные орфограммы.
- Подберите проверочные слова, поставьте ударение.
( чтобы проверить безударную гласную, нужно слово именить так, чтобы безударная стала ударной)
Н..бесный – небо, н..чевать – ночь, з..рно – зёрна.
3. Работа на повторение изученного материала.
Пишут не пером, а умом.
— Как понимаете пословицу? (Если написано плохо, виновата не ручка, а ученик.)
— Спишите, поставьте ударение. Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (Один.)
— Подчеркните безударные гласные. Сколько безударных звуков может быть в слове? (Один, два и более. Может вообще не быть}
— Кто может сказать, почему в слове «пером» пишется буква Е? (Подбираем проверочное слово; перья.)
Устно Разобрать Упр.136 с.90
Маяк- (в слове маяк – буква я йотовая, обозначает два звука, потому что стоит в начале второго слога).
Сорока – (в этом слове орфограмма оро ).
Клён – ( в этом слове буква ё смягчает согласный звук [ л`], а сама превращается в звук [о ].
Лес – ( в этом слове буква е смягчает согласный звук [ л`], а сама превращается в звук [ э ].
Мяч - ( в этом слове буква я смягчает согласный звук [ м`], а сама превращается в звук [ а ].
Листы - ( в этом слове буква и смягчает согласный звук [ л`], и обозначает множественное число.
III. Работа по теме урока
-Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока.
- Чем мы будем заниматься на уроке?
-Правильно, мы сегодня с вами поговорим, о правописании слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.
- Что такое корень? ( Корень - главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)
- Прочитайте четверостишие.
-Что обозначает выражение скучная пора? Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.
-Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
- Какие гласные называются ударными? Те, на которые падает ударение.
- Откройте упр. 142 на стр. 93.
- Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова?
- Чем отличаются слова во второй паре?
- Это формы одного и того же слова.
- Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок - это одно и то же слово?
- Береза и березовый - это формы одного слова или однокоренные слова?
- Что написано в первом столбике?
- Что записано во втором столбике?
IV. Закрепление изученного материала
Откройте упр. 143 на стр. 94.
- Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова?
-Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?
- Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?
-Какой вывод можете сделать?
- Найдите среди предложений пословицу.
- Объясните ее смысл.
-Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
- Откройте упр. 144 на стр, 94.
-Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова?
- Где записаны однокоренные слова?
- Запишите слова также, как в учебнике. Поставьте ударение.
- Выполните задания по учебнику.
- Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге?
Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
-Прочитайте правило.
-Что такое проверяемое слово?
- Что такое проверочное слово?
Карточка
1. Прочитай. Спиши.
Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.
2. Подчеркни родственные слова. Выдели в них общую часть (корень).
Проверьте, как написали
Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.
V. Рефлексия
Карточка
- Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
слон - слоны; лиса - лисы; семья – семьи; сосны –сосна; сады – садик; снега -снег
-Какие слова подчеркнули? Почему?
VI. Подведение итогов урока
- Какой гласный звук называется безударным?
- Как правильно написать безударный звук в корне слова?
- Что такое проверочное слово?
Домашнее задание: Выполнить упр. 145 на стр. 95.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.