Тема Родины в лирике Лермонтова

  • docx
  • 24.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема Родины Лермонтова.docx

Тема: Тема Родины и современников в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Родина», «Прощай, немытая Россия»

Цель: осмысление темы Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова, развивать навык анализа стихотворений, воспитание любви к Родине.

Эпиграф: «Люблю Отчизну я, но странною любовью»

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д. З. (сам. работа по жизненному и творческому пути)

3 Изучение нового материала

3.1 Работа с эпи графом

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из стихотворения Лермонтова «Родина».

-Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Тема нашего урока -  «Тема Родины и современников в творчестве Лермонтова»

3.2 Ассоциации со названием «Родина»

-Что такое родина в вашем понимании? (дом, семья, друзья, одноклассники, страна, язык, природа)

-А теперь понаблюдаем, с чем ассоциируется Родина у Лермонтова. Вспомните произведения, в которых автор обращается к теме Родины. («Бородино», «Два великана»)

Завершение тема Родины  нашла свое место и в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» и в итоговом стихотворении «Родина», написанном в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели.

-Давайте понаблюдаем, как раскрывается тема родины в поздней лирике Лермонтова.

3.3 Чтение стихотворения «Прощай, немытая Россия»

3.4 Беседа по стихотворению

-Что любит, что ненавидит поэт? Почему ни разу не употребляется слово «родина»?

-Чтобы лучше понять  чувства поэта, обратимся к истории создания стихотворения.  Оно было написано в 1841году 20 апреля. Это одно из самых сильных политических стихотворений явилось ответом на новое изгнание. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, предчувствуя, что его  посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение может быть?

-Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? («немытая», «страна рабов»)

-Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? (показывается негативное отношение, вызывает негодование деспотичный характер «немытой русской действительности»)

-Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово и почему? (Прощай, возможно он предчувствует свою гибель, или образ личности, страдающей, «непримиримой страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства»)

-О чем говорит поэт? (о крепостном праве)

-Мундиры голубые – о чем идет речь? (жандармы)

-Что это за прием? (синекдоха)

-На сколько частей можно разделить это стихотворение? (на 2 части: Россия и изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России)

3.5 Чтение стихотворения «Родина»

Творческая история стихотворения

В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал В Санкт- Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина»

-Чем стихотворение отличается от предыдущего? (это признание в любви, поэт прямо говорит  о любви к родине. Три раза люблю, любовь, отрада)

-Можем ли мы определить  жанр этого произведения? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы можем отметить здесь? (думы(размышления),  оды,  лирического стихотворения)

-Определите тему стихотворения? (тема родины)

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано под названием «Родина»

-Разграничивают ли  они лексическое значение этих слов? (нет)

-В чем поэт видел разницу между этими словами?

-Почему противопоставляются  понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ?

-Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд (слава, купленная кровью, темная старина, гордый покой)

Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»? (поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм)

Зачитайте 2 часть. В чем главную мысль? (раскрывается истинная любовь к России, его волнует то, о чем говорит он,  ему надо много сказать, доступнее объяснить)

-Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства художественной выразительности и их роль? (метафора, эпитет, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя)

Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы (проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

Что видит и слышит лирический герой? (зрение: ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, изба, гумно, окно. обоняние: дымок спаленной жнивы, слух: пляска, говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её)

Обратимся к символу России – березе. Что поэт говорит о берёзе. Почему использует  слово «чета», а не пара? (она олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это  страна счастья, гармонии)

-Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спалённой жнивы» - это ещё одна примета родины, которую любит поэт.

-Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, резные ставни? (это символы довольства и крестьянской  тяги к красоте)

Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства использует автор, говоря об этом? (Россия изображена днем и вечером, ночью; ранней весною, возможно зимой. Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает)

-Чей образ появляется в конце стихотворения?  (образ человека)

-Какие объекты говорят о приближении  человека? (обоз, двор, дом, окно)

-Почему крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница? (Любование русским крестьянством)

-Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются? ( 1 ч.- отвергается официальный патриотизм, 2 и 3 ч. – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой видится ему Русь)

-Какой виделась ему Россия, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы? (показал связь родины и народа и…)

Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова? (Отчизна- это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это  глубоко личное понятие, это «малая родина», причем она дороже, ближе, она живет в сердце)

Новаторство Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую родину» соотнес с понятием «большая Родина», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой Родины». Такое соотнесение большой и малой Родины впоследствии стало традиционным в русской поэзии.

4 ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

«РОДИНА»

5 Д.З.

Наизусть  стихотворение