Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик»
План по самообразованию
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Обоснование темы.Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, как средства их личностного развития, качественной перестройки их поведения в процессе коррекционно-развивающей работы в русле решения поставленной проблемы. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.
Цель.Изучить особенности психологической коррекции и когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Основные задачи.
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.
3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.
Предполагаемый результат.
1.Социальная адаптация ребенка с СДВГ.
2.Хорошие взаимоотношения с окружающими.
3. Появление собственных достижений
4. Улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи.
5. Формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми,
Этапы работы над темой самообразования
Первый этап подготовительный
№ |
Направление работы |
Содержание деятельности |
Сроки |
1 |
Работа с детьми и родителями |
Диагностирование детей, анкетирование родителей. |
Октябрь |
2 |
Работа педагогов |
Подбор и изучение методической литературы. Обоснование выбора темы. Определение целей, задач. Подборка материала: пособий, наглядности и т. п. Составление плана. Подбор консультативного материала для родителей. |
Октябрь |
Второй этап практический
№ |
Направление работы |
Содержание деятельности |
Сроки |
1 |
Работа с детьми |
Подбор и классификация игр, тренинговых упражнений. Внедрение игр в практику работы с детьми. |
Октябрь-апрель |
2 |
Взаимодействие с родителями |
Беседы. Консультации по данной теме. |
Октябрь-апрель |
3 |
Работа педагогов |
Организация образовательной, игровой, самостоятельной деятельности детей. |
Октябрь-апрель |
Третий этап обобщающий
№ |
Направление работы |
Содержание деятельности |
Сроки |
1 |
Работа с детьми |
Диагностирование детей. |
Апрель |
2 |
Взаимодействие с родителями |
Анкетирование родителей. |
Апрель |
3 |
Работа педагогов |
Анализ проделанной работы. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми. Подведение итогов. Перспективы продолжения работы. |
Апрель |
Литература по теме самообразования |
|||
Время работы с материалами |
Название, автор |
Источник (сайт, издательство, год издания) |
Результат |
Сентябрь |
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей |
Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. |
Медицинский аспект проблемы |
Октябрь |
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. . |
СПб.: Издательство «Питер», – 2000. |
Диагностические методики |
Октябрь |
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. |
М.: ТЦ Сфера, 2003 |
Диагностические методики |
Октябрь |
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. |
М.: АРКТИ, 2000. |
Основы диагностической и коррекционной работы |
Октябрь |
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. |
М.: 1992. |
Ранняя диагностика и коррекция.. |
Ноябрь |
Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза).. |
М.: 1992. |
Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза. |
Ноябрь |
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями |
СПб. - 199
|
Оптимизация обучения и развития детей |
Ноябрь |
Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически - ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС) |
Практ. Пособ. - М.: Российское психологическое общество, - 1998.
|
Методика ИНТЭКС |
|
Сопутствующие СДВГ состояния
|
http://psinovo.ru
|
Сопутствующие СДВГ состояния . |
|
Помощь психологам ДОУ |
http://www.effecton.ru/
|
Игровые упражнения |
|
Наши
невнимательные |
http://offtop.ru/adhdkids/ |
Тренинговые упражнения |
Перспективный план работы
по теме «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Чтобы работа давала результат, необходима совместная работа с
педагогами, которые, работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его
эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся
консультации, семинары, тренинги для воспитателей по данной теме.
- консультация: «Практические рекомендации
воспитателям гиперактивного ребенка »;
- практикум: «Использование
двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального
напряжения».
- консультация: «Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным
ребенком»;
- практикум: «Психогимнастика; йога в игре»;
- практикум: «Способы выхода из конфликтной
ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».
Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей»: работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.
Работа с детьми
№ п/п |
Блок |
Тема |
|
1 |
Знакомство. Установление контакта. |
Вводное занятие |
|
2 |
Гармонизация психофизического состояния |
1. Обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания. |
|
2. Развитие произвольной регуляции мышечного напряжения. |
|||
3. Развитие концентрации и переключения внимания. |
|||
4.Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением. |
|||
3 |
Преодоление деструктивных эмоций. |
1.Осознание негативных эмоций. |
|
2.Отреагирование негативных эмоций. |
|||
3.Обучение позитивному самоотношению. |
|||
4.Обучение навыкам самоподдержки. |
|||
4 |
Развитие программирования и контроля действий. |
1.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом. |
|
2.Составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах. |
|||
3.Составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения. |
|||
5 |
Итоговые занятия |
Закрепление материала. Игры с правилами. |
Игры и упражнения к занятиям.
№ |
Тема |
Упражнения/игры |
Источник |
1 |
Вводное занятие |
«Прогулка в лес», «Это про меня», «Мой дом» |
И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
2 |
Снятие мышечного напряжения: растяжки, дыхательные упражнения (на каждом занятии, в начале занятия) |
«Лучики», «Половинки», «Медуза», «Дерево», «Подвески», «Травинка на ветру», «Йоговская гимнастика» |
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» |
3 |
Релаксация (на каждом занятии, в конце занятия) |
«Олени», «Кораблик», «Ковер-самолет» и т.д. |
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» |
4 |
Концентрация и переключение внимания
|
«Повтори ритм», «Запретное движение», «Раз, два, три – говори!», «Бывает - не бывает», «Да» и «нет не говорите, черное и белое не берите», «Что нового», «Послушай тишину», «Морские волны», «Колпак мой треугольный» |
А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» |
5 |
Концентрация на процессе осязания и тактильных ощущениях |
Упражнения для развития мелкой моторики рук, «Необычные мешочки», «Волшебный мешочек», «Исследователь», «Разговор с телом», «Археология», а также работа с пластилином, цветной бумагой, с песком. |
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
6 |
Произвольная регуляция мышечного напряжения. |
«Руки-ноги», «Огонь и лед», «Парад», «Рубка леса», «Бабушкин помощник», «Сделай так», «Разговор с руками». |
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» |
7 |
Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания. |
Дыхательные упражнения, «Кто как дышит», «Воздушный футбол», «Пушинка», |
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
8 |
Закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль выполнения |
См. предыдущие упражнения, а также сказки «Заяц - Коська и Родничок», «Снегурочка» |
Д.Зинкевич –Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии» |
9 |
Осознание негативных эмоций. |
Беседа, проективные методики «Когда мне грустно», «Нарисуй свое настроение», упражнения «Найди сердитое лицо, изобрази злость», «Корабль и буря», «Как Ваня и Катя башню строили», «Найди виноватых зверей» |
А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
10 |
Отреагирование негативных эмоций |
«Каратист», «Рубка дров», «Танцы - противоположности», «Тух-тиби-дух», «Пуантизм», «Крик в пустыне» |
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», |
11 |
Закрепление материала. Игры с правилами. |
«Чайничек с крышечкой», «Съедобное – несъедобное», «Слушай и отвечай»,совместное рисование, настольные игры |
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», А.Уханова «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» |
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
Посещение и участие в городских и окружных мероприятиях |
|||
Дата и место проведения |
Тип мероприятия |
Тема |
Отчет |
14.10.2014 СОШ №3 |
Семинар |
«Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
|
Прослушали доклад детского психиатра г.Когалыма, презентацию педагога-психолога СОШ №6.Были получены ответы на вопросы родителей, педагогов, воспитателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.