Программа: « Перспективная начальная школа»
Тема: Слова - названия предметов разного рода.
Планируемые результаты:
Предметные : умение (в объеме изученного) находить, сравнивать слова названия предметов разного рода, определять род, определять основу слова, выделять окончание
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий на уроке.
Познавательные: формировать умение выделять и определять окончания у слов - названий предметов; закрепить что слова- названия предметов не изменяются по родам, а бывают определенного рода; способствовать развитию орфографической зоркости фонематического слуха.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: демонстрировать знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Ход урока
1.Орг. момент ( проверка готовности к уроку).
- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
2. Минута чистописания.
-Ребята, вот и второй месяц осени хозяйничает вокруг. Он заглянул к нам на урок в виде холодного ветерка
Ветерок нам принес необычное письмо. Интересно от кого оно? Какой оно формы, а почему?
Давайте скорей откроем его и посмотрим, что там?
(читаем письмо)
Дорогая моя друг, с нами случилась беда .
Мы перестали понимать друг друга. Помогите!
Смешарики
А вот от кого же письмо? Вот почему оно круглой формы!
А о чем же говорится в письме? Какие ошибки допустили смешарики? (в употреблении рода)
- Ребята, а как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
(Надо помочь смешарикам, научить их как нужно определять род.)
Правильно, тема сегодняшнего урока- слова- названия предметов разного рода
3. Словарная работа.
Время года осень связана не только с прохладной погодой. Но и заготовками овощей впрок.
А как вы понимаете слово впрок? (про запас)
Запишите в своих тетрадях словарные слова. (слайды-ребусы)
Распределим слова в три колонки он ,она и оно(один ребенок у доски)
Какое слово отличается от остальных
- правильно, это слово- пальто. Но ведь оно относится к теме осень, когда холодно мы надеваем пальто. Чем оно отличается?
( на экране предложение- мальчик изгваздал пальто пальто)
Мальчик изгваздал новое пальто.
- как вы понимаете слово " изгваздал"?
- запишем предложение в измененном виде : Мальчик испачкал новое пальто.
(комментированное письмо у доски)
Как определим род данного слова? ( нужно поставить рядом слово оно мое), значит это слово среднего рода.
- у выделенных слов определите окончания и основу. Какое слово не будет иметь окончания?
Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно определить окончания?(изменить форму слова). Какие слова- помощники нам помогают?
( есть, нет, дам, любуюсь)
(устно- по цепочке: есть мальчик, нет мальчика...нет пальто, любуюсь пальто)
Подчеркните основу предложения, укажите словосочетания.(один у доски)
(Испачкал (что?) пальто. Пальто (какое?) новое.)
сверьте запись с доски с записью в тетради
5.Закрепление. Слова- названия предметов разного рода.
Мы должны будем правильно определять род слов- названий предметов.
Игра " Будь внимателен". Элементы физминутки
игра " Будь внимателен". Если я назову слово женского рода- поднимаете одну руку, мужского- две руки, среднего- встаете.
Дополнительные слова
Бабочка, цветок, трава, солнце, листья, какаду, дерево,
- какие слова будут лишними? почему? ( какаду - неизменяемые)
Вывод:
1. У слов - названий предметов мужского рода окончания: нулевое, -а, -я или нет окончаний.
2. У слов - названий предметов женского рода окончания: -а, -я нулевое
или нет окончаний.
3.У слов - названий предметов среднего рода окончания: - о, - е или нет
окончаний.
Выполняем упражнение 28(слайд)
Итог:
- Какую тему изучалм на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
7. Рефлексия.
- С каким настроением вы сегодня уйдете с урока?
- За что ты можешь себя похвалить?
- Что сегодня дома расскажете о нашем уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.