Класс 1.
Учитель Бессараб Ирина Николаевна.
Спецкурс «Уроки Победы». Урок №5.
Тема. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Прорыв блокады Ленинграда.
Цели и задачи урока.
· Познакомить с историческими событиями начала коренного перелома в Великой Отечественной войне.
· Рассказать о Сталинградской битве, о Героях Советского Союза, которые участвовали в Сталинградской битве.
· Систематизировать знания учащихся о блокаде Ленинграда.
· Обогащать словарный запас.
· способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества.
регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение, составлять план собственных действий, прогнозировать результат, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, в парах;
личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к личности, событию, процессу, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: компьютеры, карта «Контрнаступление советских войск с 9 ноября 1942 - 2 февраля 1943 год», карта А-4 у каждого ребенка, кирпич красного цвета, рыболовный крючок, боевые награды, толковый словарь, запись на доске: «Война, Сталинград, битва, пехота, мужество и героизм, коренной перелом, прорыв, блокада», гвоздики с георгиевской лентой.
Мультимедийное сопровождение:
1. https://learningapps.org/view1472343 (Оружие Победы) на каждом компьютере
2. https://learningapps.org/view8573226 (Блокада Ленинграда) на каждом компьютере
3. https://wav-library.net/vozdushnyj-nalet-zvuk-mp3 (Воздушный налет, взрывы бомб, звук m p 3)
4. https://www.youtube.com/watch?v=6W5QYdfQhmc( видео с 25мин35сек по26мин40 сек; с 28мин06сек по 29 мин15 сек)- штурмовые бригады, уличный бой. дом Павлова. ( 2 мин11сек)
5.
http://xn--80abjd7bf.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B846.
Ой туманы мои растуманы
«Уходили в поход партизаны, уходили в поход на врага...»
Песня о партизанах Отечественной войны
Музыка: В. Захаров. Слова:
М. Исаковский (1943)
Исполняет: хор Пятницкого ( 1 мин18 сек)
6. https://useraudio.net/search/%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8C-%D0%B4%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8C-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC «Степь да степь кругом» исполняет Л.Зыкина (1 мин)
План –конспект урока
1. Организационный момент.
Мирного неба Вам,
Мирного неба нам,
Мирного неба всем людям!
2.Мотивирование на учебную деятельность.
Посмотрите у меня в руках предметы: с одной стороны обычные, а с другой….
(учитель показывает кирпич, рыболовный крючок, боевые награды времен Великой Отечественной войны.)
3.Актуализация знаний обучающихся.
Как вы думаете, как эти предметы связаны с нашим уроком?
(Мнения детей)
(Чтение записи на доске.)
Война, Сталинград, битва, пехота, мужество и героизм, коренной перелом, прорыв, блокада.
Кто сможет объяснить толкование этих слов? (Ответы детей)
4.Выявление места и причины затруднения.
Работа с толковым словарем С. И. Ожегова.
4.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня я попробую объединить истории предметов, которые вы видели и рассказать об одной масштабных битв.
( Звук воздушного налета, взрывы бомб.)
5. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
23 августа 1942 года 4-ый воздушный флот Люфтваффе произвел самую долгую и разрушительную бомбардировка Сталинграда. Город был разрушен, погибло более 90 тысяч жителей. После сброса фугасных бомб были сброшены зажигательные, в результате чего образовался огненный смерч, который сжигал дотла городские постройки, которые в своем большинстве были деревянными. Температура местами достигала 1000 °С Перед глазами немцем предстал горящий город, который никто не тушил. Каждый житель вышел на защиту своего города. Кто копал оборонительные сооружения, кто взял в руки оружие. Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Длилась 200 дней и ночей. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. Особенностью сражения были уличные бои. Но если бы советские войска ограничились только обороной города, он бы вскоре пал. Характерно, то хотя немцы и вышли к городу 23 августа, решительный штурм они смогли начать только через три недели — 14 сентября. При этом штурмовали город далеко не самые сильные дивизии армии Паулюса.
Спасением Сталинграда стали непрерывные контратаки с севера. 3 сентября нанесла контрудар 1‑я гвардейская армия. Только отбив советское наступление, немцы смогли начать штурм города. Однако 18 сентября советские войска, получившие к этому времени значительное подкрепление, вновь перешли в наступление. Для того чтобы сдержать его, немцам пришлось даже снять часть сил из самого Сталинграда. Еще один контрудар начался 24 сентября. Постоянные атаки держали немцев в напряжении и не позволяли им обрушиться всеми силами на защитников города.
(Просмотр видео 1 часть)
Одним из таких неоднозначных эпизодов и является оборона
одного из многих полуразрушенных домов в центре Сталинграда, который стал
известен всему миру как «дом Павлова». Этот дом был построен из тысячи таких
кирпичей. (Показывает кирпич)
В процессе защиты Сталинграда в сентябре 1942
года группа советских разведчиков захватила в самом центре города
четырехэтажное здание и закрепилась там. Руководил группой сержант Яков Павлов.
Немного позже туда же были доставлены пулеметы, боеприпасы и противотанковые
ружья, и дом превратился в важный опорный пункт обороны дивизии.
История защиты этого дома такова: в ходе
бомбардировок города все здания превратились в руины, уцелел всего лишь один
четырехэтажный дом. Верхние его этажи позволяли вести наблюдение и держать под
обстрелом ту часть города, которая была занята противником, поэтому сам дом
играл важную стратегическую роль в планах советского командования.
Дом был приспособлен для круговой обороны. За
пределы здания были вынесены огневые точки, а для сообщения с ними проделаны
подземные ходы. Подступы к дому были заминированы при помощи противопехотных и
противотанковых мин. Именно благодаря умелой организации обороны воины смогли
столь долгий период времени отбивать атаки врагов.
Представители 9 национальностей вели стойкую
оборону до тех пор, пока советские войска не пошли в контрнаступление в
Сталинградской битве. Менялись имена командиров, но все запомнили фамилию сержанта
Якова Павлова. 58 дней сдерживали наступление немцев на
этом участке.
(Просмотр видео 2 часть)
После войны дом был восстановлен, а одна из его стен ныне — памятник героям.
Во время "городских боев" в разрушенном Сталинграде немецкие солдаты сооружали простую защиту от гранат - натягивали проволочную сетку на окна. В ответ советские солдаты прицепляли к гранатам рыболовные крючки. Советские воины показывали не только свою силу и самоотверженность в рукопашном бою, но и смекалку. Вот наш и второй предмет. (Показывает рыболовный крючок.)
В доме воины нашли старый патефон (показывает иллюстрацию патефона) и всего 1 пластинку. Они заводили патефон и в перерывах между боями звучала музыка. "Степь да степь кругом" с песней про степь широкую и с песней "Есть на Волге утёс" на обороте пластинки.
6.Физкультминутка. Я предлагаю закрыть глаза и представить, чем занимались солдаты в минуты отдыха.
В ходе Сталинградской битвы звание Героя Советского Союза получили 112 воинов. Многие были отмечены боевыми наградами за отвагу, мужество и героизм. Эти боевые награды настоящие.(Показывает награды) И держать их в руках большая честь.
Но, пожалуй, наиболее известными среди них стали двое — сержант Яков Павлов и младший лейтенант Василий Зайцев.
Василий Зайцев стал одним из самых знаменитых снайперов за всю историю Второй мировой войны. Охотник-сибиряк, он великолепно умел стрелять, поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили снайперскую винтовку. По официальным данным, на его личном счету 242 убитых фашиста. А наибольшую известность он получил, одержав победу над опытным немецким снайпером.
Наступление шло достаточно медленно, но 2 февраля последние немецкие солдаты в Сталинграде капитулировали. Паулюс сдался 31 января вместе со своим штабом. Он стал первым немецким фельдмаршалом, оказавшимся в советском плену.
7.Работа с картой боевых действий.
· Найдите город Сталинград.
· Найдите реку Волга.
· Что обозначают красные стрелки на карте.
8.Исследовательская работа в парах. Выполнение упражнения «Оружие Победы»
9.Сообщение учителя
Прошел
почти год. Советские войска прорвали
блокадное кольцо немецко-фашистских войск, закончились 872 дня блокады. 27
января официально отмечается День полного освобождения советскими войсками
города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).
Сегодня сложно понять и представить, что было тогда, но необходимо помнить.
10. Чтение стихотворений. Лидия Фогель « Памяти павших посвящается»
Гололёд.
И замёрзшие трупы.
Хлеб по карточкам.
Изредка крупы.
Без воды, без еды и без света,
от рассвета и вновь до рассвета
чётко помня: ни шагу назад,
выживал, как умел, Ленинград.
Марина Рудалёва «Ленинграду»
За тебя, мой город, за тебя,
Не скрывая слёз, шепчу молитву.
Ты, как Феникс, вышел из огня,
Одолев врага в блокадной битве.
11. Я предлагаю вам в парах выполнить викторину «По книге И.Л. Миксона "Жила, была". Блокада Ленинграда»
12. Итог урока.
· Где происходила битва?
· Почему она называлась Сталинградской?
· Сколько дней длилась она?
· Кого из героев вы запомнили?
13.Рефлексия.
Для меня было открытием...
Я верю….
Я думаю….
У вас на партах лежат гвоздики. Давайте из этих гвоздик мы сделаем букет памяти.
14. Индивидуальное задание.
(Звучит музыка.) На следующем уроке мы узнаем, что такое партизанское движение. Кто хочет помочь мне вести урок, может найти произведения о детях , которые воевали в партизанских отрядах. И прочитать их.
Приложение.
Уличные бои.
Пленённые под Сталинградом немецкие, итальянские, венгерские и другие военнослужащие, 1943 год.
Центр города Сталинграда, 2 февраля 1943 года.
Василий Григорьевич Зайцев, снайпер Великой отечественной войны, Герой Советского Союза
Дом Павлова .
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.