МДК 06.01
Тема : СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Цель: изучить стили управления
Студент должен уметь различать стили управления и осуществлять его выбор, в зависимости от различных факторов
План
1. Стиль управления (определение)
2. Виды стилей управления
3. «Решетка менеджмента»
4. Выбор стиля управления
5. Ситуационное лидерство
1. Сущность и виды стилей управления
Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью.
Выделяют 3 основных управленческих стиля:
1. авторитарный стиль – стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны подчиненных. Для него характерна централизация власти в руках одного руководителя, жесткое управление, единоличное принятие руководителем всех решений в коллективе; проявление слабого интереса к работнику как к личности, невозможность проявления инициативы подчиненным.
Позиция руководителя находится вне группы. На современном этапе этот стиль непригоден. Он может быть оправдан в экстремальных ситуациях.
2. демократический стиль – совокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников предприятия к процессу подготовки принятия решения. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководитель систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, в общении предельно вежлив и доброжелателен, доверяет людям, он требователен, но справедлив. Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования.
Позиция руководителя находится внутри группы, на основе сотрудничества. Однако, когда обстановка требует немедленного директивного вмешательства, демократический стиль неприемлем.
3. либеральный стиль – стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность и возможность индивидуального творчества. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами, в решении вопросов руководитель принимает минимальное участие, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, чаще уговаривает и просит.
Позиция руководителя находится в стороне от группы. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику.
В реальных условиях в каждом руководителе неизбежно уживаются все три стиля, по- разному проявляясь в различных условиях и при решении различных задач, но у каждого руководителя имеется предрасположенность к тому или иному стилю в силу его личностных качеств.
2. «Решетка менеджмента»
Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов:
1) внимание руководителя к производству (ориентация на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал);
2) внимание к человеку (забота об условиях труда, учет желаний и потребностей).
В зависимости от этого выделяют 5 характерных типов управленческого поведения, отражаемых в решетке менеджмента.
Тип 1-1 - тип слабого руководителя, не умеющего задействовать ни производственный, ни человеческий факторы. Руководитель мало заботится и о производстве и о людях, прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы. Может иметь место, когда предприятие закрывается.
Тип 9-1 – руководитель, максимально заинтересованный в повышении уровня производства, не уделяя внимания сотрудникам. Решения руководителем принимаются единолично, ориентируясь на безоговорочную исполнительность, происходит подавление инициативы, поиск виновных. Этот стиль может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия) или на начальных стадиях развития производства.
Тип 1-9 - руководитель, уделяющий максимальное внимание людям и мало заинтересованный в повышении производства. Руководитель предоставляет подчиненным полную свободу, стремиться удовлетворить их потребности, оберегает от разногласий, однако производительность труда от этого страдает.
Тип 5-5 - руководитель старается занять позицию «золотой середины», проявляя средний интерес как к людям, так и к производству. Он во всем старается достичь компромисса, получая при этом средние результаты труда. Этот стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
Тип 9-9 - руководитель является хорошим организатором, способным учесть как интересы производства, так и интересы подчиненных. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним, развивает самостоятельность, ответственность, создавая дух единой команды. Это стиль является наиболее эффективным, производство процветает и развивается, и работники довольны своим положением.
Выбор стиля управления
Ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. На определение стиля управления кроме личных качеств руководителя, его поведения и отношения с членами коллектива, влияют следующие факторы:
1. потребности и личные качества подчиненных;
2. характер выполняемой задачи;
3. требования и воздействия окружающей среды;
4. имеющаяся у руководителя информация;
5. должностные полномочия менеджера.
Руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать.
Стили руководства, определяемые личностью руководителя
Направленность руководителя на результат |
Способы мотивации |
Привлечение подчиненных к управлению |
Требовательность |
Авторитарный стиль |
|||
Важен только результат |
Мотивация основана на беспрекословном подчинении |
Подчиненные не привлекаются к управлению |
Жесткая требовательность |
Демократический стиль |
|||
Важны и результаты и способы достижения |
Мотивация, основанная на использовании материальных и социальных потребностей |
Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению |
Требовательность в сочетании с доверием |
Либеральный стиль |
|||
Результаты не важны |
Мотивация практически отсутствует |
Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении |
Низкая требовательность |
Стили руководства, определяемые особенностями коллектива - ситуационное лидерство
Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту. Руководитель может менять свое поведение в зависимости от зрелости группы.
Уровень зрелости рабочей группы |
Соответствующий стиль руководства |
Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться |
Предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов) Задача менеджера – делегировать полномочия. |
Достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться |
Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности). Задача менеджера – поддерживать. |
Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации |
Координация (инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов). Задача менеджера – направлять. |
Низкоквалифицированная и не расположенная совершенствоваться |
Указывание (тщательный инструктаж и контроль, поощрение исполнительности и личных достижений). Задача менеджера – управлять. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.