ГБОУ «Болгарская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока в 5 классе
по Родному языку
Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.
Подготовила и провела
учитель – дефектолог
(олигофренопедагог)
I кв. категории
Шамаева Л.Ю.
2021г.
Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.
Цели урока:
Учащиеся
- узнают: что такое текст, его тема и основная мысль, средства связи предложений;
- научатся: составлять текст из предложений, доказывать, что это - текст или не текст;
- будут развивать мышление, память, речь.
Организационный момент
Учитель приветствует ребят:
- Доброе утро! Я Вам говорю
Доброе утро я людям дарю,
И улыбаются добрые люди,
Видно слова они добрые любят.
Чтобы речь на уроке была чистой и без ошибок давайте прочитаем чистоговорки.
- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым
для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?
Учитель; Ребята, давайте вспомним из чего состоит наша речь?
Дети:
Вы уже сказали, что наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается словосочетание. Из словосочетаний можно составить предложения. А если соединить предложения, то, что может получиться?
Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:
Учитель: Ребята обратим внимание на доску. (Там текст)
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Учитель: Как по вашему, что это?
Дети: текст?
Учитель: А что такое текст?
Дети: (Текст - это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Учитель: Можно ли озаглавить данный текст?
Дети: (Озаглавить можно «Тропинка»)
Учитель: Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)
Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке.
А какова основная мысль данного текста? Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.
( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )
А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст?
Да. Только предложения, в которых говорится о чём-то общем, могут образовать текст. Но всегда ли?
3.Определение темы урока детьми
Учитель: Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
Учитель вывешивает название темы урока
( «Текст. Тема, основная мысль текста»)
1. И определение темы: Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте.
(Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нем говорится). Занесите это определение в тетради.
На ваших столах тексты. Прочтите.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Учитель: Как вы думаете можно ли прочитанное назвать текстом?
Дети: (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
Учитель: Почему?
- Попробуйте вычленить из данного отрывка 2 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым. )
Учитель: -Можно ли сказать, что перед вами текст?
- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны? ( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)
- Встретились неизвестные слова – аркан. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю, чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.
- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)
Записать в тетрадь первый текст.
1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй. ( Моя лошадка. Заарканил.).
- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)
7.Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
А теперь мы обратимся к поэтическому тексту (прослушивание аудиозаписи)
Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)
Работа по содержанию стихотворения.
Самостоятельная работа. (Из данных предложений составить текст)
Составьте из предложений текст «Случай в лесу». Используйте для его составления такое средство связи, как порядок предложений.
1) Только слышу, как кто-то фыркает и сопит.
2) На опушке леса я отыскал кучу осенних листьев, набил ими полную сумку и отправился домой.
3) Развязываю сумку и заглядываю внутрь.
4) Вдруг слышу: листья в сумке шелестят.
5) Ничего не вижу.
6) Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ёжик.
После выполнения задания предлагается ключ (порядок предложений в тексте): 2), 4), 3), 5), 1), 6).
Итог: А сейчас, чтобы выявить знания, полученные в результате нашего исследования, мы разгадаем кроссворд.
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
Вопросы к кроссворду:
1. То, из чего состоит любой текст. (предложение)
2. Что состоит из предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)
3. Любому тексту можно дать… (заглавие)
4. Это то, о чём говорится в тексте. (тема)
9. Домашнее задание: Выучить определение.
10. Рефлексия. Вывешивается дерево, на него зелёные яблоки – если в сё получилось, жёлтые – было трудно, красные – ничего не понял.
Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.