Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.
Оценка 4.8

Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.

Оценка 4.8
docx
07.09.2022
Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.
конспект открытого урока.docx

 

ГБОУ «Болгарская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

Конспект урока в 5 классе

по Родному языку

 

 

Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

 учитель – дефектолог

(олигофренопедагог)

I кв. категории

Шамаева Л.Ю.

2021г.

 

 

Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.

Цели урока:

Учащиеся

- узнают: что такое текст, его тема и основная мысль, средства связи предложений;

- научатся: составлять текст из предложений, доказывать, что это - текст или не текст;

- будут развивать мышление, память, речь.

 

Организационный момент

Учитель приветствует ребят:

- Доброе утро! Я Вам говорю

Доброе утро я людям дарю,

И улыбаются добрые люди,

Видно слова они добрые любят.

 Чтобы речь на уроке была чистой и без ошибок давайте прочитаем чистоговорки. 

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым

для жизни является, конечно, умение   ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

      Учитель; Ребята, давайте вспомним из чего состоит наша речь?

Дети:

      Вы уже сказали, что наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается словосочетание. Из словосочетаний можно составить предложения. А если соединить предложения, то, что может получиться?

 

Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Учитель: Ребята обратим внимание на доску. (Там текст)

         

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

          Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

          Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

          Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

 

Учитель: Как по вашему, что это?

Дети: текст?

Учитель: А что такое текст?

Дети:  (Текст -  это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Учитель: Можно ли озаглавить данный текст?

Дети: (Озаглавить можно «Тропинка»)

Учитель: Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке.

А какова основная мысль данного текста? Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.

( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста )

А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст?

Да. Только предложения, в которых говорится о чём-то общем, могут образовать текст. Но всегда ли?

 

3.Определение темы урока детьми

Учитель: Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

   Учитель вывешивает название темы урока

 ( «Текст. Тема, основная мысль текста»)

1.     И определение темы:  Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте.

 (Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нем говорится). Занесите это определение в тетради.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

 

Учитель: Как вы думаете можно ли прочитанное назвать текстом?

Дети:  (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

Учитель: Почему?

- Попробуйте вычленить из данного отрывка 2 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.  Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым. )

 

Учитель: -Можно ли сказать, что перед вами текст?

 - Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны? ( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

- Встретились неизвестные слова – аркан. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю, чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить?  (о чем говорится? что именно?)

Записать в тетрадь первый текст.

 1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй. ( Моя лошадка. Заарканил.).

 

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

 

7.Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

 

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту (прослушивание аудиозаписи)

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете)

Работа по содержанию стихотворения.

 

Самостоятельная работа. (Из данных предложений составить текст)

Составьте из предложений текст «Случай в лесу». Используйте для его составления такое средство связи, как порядок предложений.

1) Только слышу, как кто-то фыркает и сопит.

2) На опушке леса я отыскал кучу осенних листьев, набил ими полную сумку и отправился домой.

3) Развязываю сумку и заглядываю внутрь.

4) Вдруг слышу: листья в сумке шелестят.

5) Ничего не вижу.

6) Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ёжик.

После выполнения задания предлагается ключ (порядок предложений в тексте): 2), 4), 3), 5), 1), 6).

 

 

Итог: А сейчас, чтобы выявить знания, полученные в результате нашего исследования, мы разгадаем кроссворд.

 

 

 

1

2

3

4

 

Вопросы к кроссворду:

1. То, из чего состоит любой текст. (предложение)

2.     Что состоит из предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)

3.     Любому тексту можно дать… (заглавие)

4.     Это то, о чём говорится в тексте.  (тема)

 

 

 9. Домашнее задание: Выучить определение.

 

10. Рефлексия. Вывешивается дерево, на него зелёные яблоки – если в сё получилось, жёлтые – было трудно, красные – ничего не понял.

 

Выставление оценок.


 

ГБОУ «Болгарская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ГБОУ «Болгарская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тема: Текст. Тема и основная мысль текста

Тема: Текст. Тема и основная мысль текста

Учитель: Можно ли озаглавить данный текст?

Учитель: Можно ли озаглавить данный текст?

Встретились неизвестные слова – аркан

Встретились неизвестные слова – аркан

Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелек

Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелек

Что состоит из предложений, связанных между собой по смыслу? (текст) 2

Что состоит из предложений, связанных между собой по смыслу? (текст) 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2022