Прованова И.Б.
Магистр педагогики, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, учитель изобразительного искусства
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 30» ( г. Уссурийск)
ОТКРЫТАЯ ЗАДАЧА: СПЕЦИФИКА И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЯ
Аннотация
В данной статье изучаются вопросы современного образования. Основное внимание уделяется решению открытых задач. Прослеживается взаимосвязь открытых задач с универсальными учебными действиями учащихся и развитием метапредметных умений. Большое внимание уделяется умению использовать открытые задачи в целях мотивации учащихся к решению любых задач, как в обучении, так и в целом.
Ключевые слова: образование; школьное образование; проблемы обучения; УУД; задачи; открытые задачи; обучение.
Keywords: education, school education, learning challenges, UUD, tasks, open tasks, training.
В современном информационном обществе очень важным становится умение использовать фактические знания для создания нового продукта, как материального, так и интеллектуального.
В соответствии со стандартами второго поколения развитие личности в системе образования рассматривается через формирование универсальных учебных действий учащихся. Термин универсальные учебные действия в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта [8].
Новый стандарт образования предполагает переход от накопления знаний к «знаниям в действии», к деятельностной педагогике, в которой делается акцент на субъектность ученика.
Проблема субъекта приобрела широкое значение и практический смысл в связи с решением конкретных проблем жизнедеятельности общества, когда социально востребованными оказались творческие личности, со сформированной способностью быть субъектом процесса личностного и социального развития.
Как отмечает Кулюткин М.Н. , «быть субъектом обучения означает …. то, что ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «Я – учеником», и «Я – учителем» [6, 41].
Вследствие этого становится необходимым ориентировать современное образование на выполнение новой для него функции – стать пространством развития субъекта, способного к самоопределению и саморазвитию.
Одним из средств развития новой образовательной концепции может быть задачный подход.
Громыко Ю.В. считает, что в психологии мышления задача – это инструмент позволяющий ответить на поставленный вопрос [5].
Согласно В.Ф. Спиридонову, задача - это словесная формулировка определенной проблемной ситуации. Задача - это цель, стоящая перед человеком. С точки зрения способа решения, задача - цель, данная в определенных условиях [ 9, 8 ].
Однако на современном этапе содержание задач, их смысл, должен измениться: закрытые, «стерильные» задачи должны стать открытым.
Применяемые в школьной практике задачи и методики обучения их решению совсем не отвечает современным требованиям. Они оторваны от реальности. Содержание большинства школьных задач является закрытым, имеет четко сформулированное условие, необходимое для решения количество данных, один-единственный ответ. Кроме того, большинство учителей часто требуют от учащихся «правильного» способа решения. Однако, по словам Гина А.А, «закрытые задачи встречаются только в школе. В жизни им места почти не осталось. С закрытыми задачами успешно справляются станки с программным управлением, компьютеры и прочие полезные приспособления» [3].
Постоянное развитие современной науки, всех ее отраслей требует все большего объема знаний, так как полученных из объективных источников, для решения жизненных задач уже недостаточно. Появляется необходимость в новом качестве знаний, в области знаний, названной теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).
На современном этапе развития общества ТРИЗ используется не только в технической области. Более тридцати лет ведутся поиски способов построения педагогической системы на базе ТРИЗ. В условиях реализации новых образовательных стандартов активно стала развиваться ТРИЗ-педагогика.
Многие педагоги-новаторы, в том числе и Нестеренко А.А., считают, что ТРИЗ-педагогика придет на смену системе Эльконина – Давыдова, и основным ее отличием будет технологичное обучение поисково-исследовательской деятельности и прогнозированию [7, 35].
Научить ребенка размышлять, развиваться творчески, верить в свои силы – именно этих целей пытаются достичь педагоги на уроках, строящихся на основе ТРИЗ, одним из инструментов которого являются открытые задачи.
При этом решение открытых задач на уроках – это не самоцель, а часть целостной системы развития интеллектуальных способностей и в целом [1].
Теоретическая база по использованию открытых задач строится на следующих понятиях и идеях:
- основ ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер);
- основ НФТМ-ТРИЗ (М.М. Зиновкина);
- открытой задачи (А.А. Гин);
- систем творческих заданий (П.М. Горев, В.В. Утёмов);
- обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М.Ю. Шуба);
- интеллектуального и творческого потенциала человека (С.С. Бакулевская);
- методики креатив-боев (А.Ф. Кавтрев).
Характерные отличия открытых задач от закрытых приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Характерные отличия открытых задач от закрытых задач
Открытые задачи |
Закрытые задачи |
тренируют универсальные учебные действия в жизненных ситуациях |
учебные действия конкретного предмета
|
это задачи из окружающего мира, жизненные |
четко привязаны к предмету и даже теме |
с множеством решений верных и других |
с единственным правильным
|
«развивают мышление, приучают думать системно, логически», |
«достаточно просто подставлять в данные в формулы» |
данные неоднозначные, их может не хватать или быть избыток |
ровно столько, сколько нужно для единственного решения |
Современная образовательная действительность и требования ФГОС диктуют необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности [2].
Основой метапредмета является мыследеятельностная педагогика или эпистемология – учение о процессах познания, которая является продолжением теории развивающего обучения В. В. Давыдова. Основная идея метода -изучение учащимися процессов познания, освоение самой структуры знания, независимо от его предметной специфики [4].
Но для таких кардинальных перемен потребуется не один день. Человек инстинктивно опасается всего нового. Значит, дорога к открытым задачам лежит через обучение решению традиционных закрытых задач. Любая задача – закодированная с помощью слов и чисел ситуация, каким-то образом согласующаяся с реальностью. Но, тем не менее, это формализованная ситуация, в которой не отражается вся реальность. Однако почти всегда в условии задачи можно найти какую-либо неоднозначность, позволяющую сделать задачу открытой. Это - первый шаг от «стерильной» задачи к жизненной.
Литература
1. Альтов Г. Третье тысячелетие. Отрывок из научно-фантастической повести. /Нить в лабиринте. Сост. Селюцкий А. Б. –Петрозаводск: Карелия, 1988. – 231с.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008.
3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителей. /А. А. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС., 2009. – 93 с.
4. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителей. /А. А. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС., 2009. – 94 с.
5. Громыко Ю. В. Метапредмет «Задача». - М., 2000.
6. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. № 5. - с. 44.
7. Нестеренко А. А. Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. / Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика, 2003, выпуск 1(12). - с. 44.
8. Пономарева Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010.
9. Спиридонов В. Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. – М, : Генезис, 2006 (Серия «Учебник XXI века»). - с. 28.
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.