Открытая задача: специфика и актуальность использования в процессе учения
Оценка 4.9

Открытая задача: специфика и актуальность использования в процессе учения

Оценка 4.9
Документация
docx
преподавание
Взрослым
04.11.2021
Открытая задача: специфика и актуальность использования в процессе учения
статья
публикация Прованова И.Б..docx

Прованова И.Б.

Магистр педагогики, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, учитель изобразительного искусства

муниципального общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа № 30»  ( г. Уссурийск)

 

ОТКРЫТАЯ ЗАДАЧА: СПЕЦИФИКА И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЯ

 

Аннотация 

           В  данной статье  изучаются  вопросы  современного    образования.  Основное  внимание  уделяется  решению  открытых задач.  Прослеживается   взаимосвязь  открытых  задач с  универсальными  учебными  действиями учащихся  и развитием  метапредметных  умений. Большое внимание уделяется умению использовать открытые задачи в целях мотивации учащихся к решению  любых  задач, как в обучении, так и в целом.

 

Ключевые  слова:  образование;  школьное  образование;  проблемы  обучения;  УУД; задачи; открытые задачи; обучение.

Keywords: education, school education, learning challenges, UUD, tasks, open tasks, training.

 

В  современном  информационном  обществе  очень важным становится умение  использовать  фактические  знания  для  создания  нового  продукта,  как материального,  так  и  интеллектуального. 

В соответствии со стандартами второго поколения развитие личности в системе образования  рассматривается  через формирование универсальных учебных действий учащихся. Термин универсальные учебные действия в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта [8].

Новый стандарт образования предполагает переход от накопления знаний  к «знаниям в действии», к деятельностной педагогике, в которой делается акцент на субъектность ученика.

Проблема субъекта приобрела широкое значение и практический смысл в связи с решением конкретных проблем жизнедеятельности общества, когда социально востребованными оказались творческие личности, со сформированной способностью быть субъектом процесса личностного и социального развития.

Как отмечает Кулюткин М.Н. , «быть субъектом обучения означает …. то, что ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «Я – учеником», и «Я – учителем»   [6, 41].

Вследствие этого становится необходимым ориентировать современное образование на выполнение новой для него функции – стать  пространством развития субъекта, способного к самоопределению и саморазвитию.

Одним из средств  развития  новой образовательной концепции  может  быть  задачный  подход.

Громыко Ю.В. считает, что в психологии мышления задача – это инструмент позволяющий ответить на поставленный вопрос  [5]. 

Согласно В.Ф. Спиридонову, задача - это словесная формулировка определенной проблемной ситуации.  Задача -  это цель, стоящая перед человеком.  С точки зрения способа решения, задача - цель,  данная в определенных условиях   [ 9, 8 ].

Однако на современном этапе содержание задач, их смысл, должен измениться:   закрытые,  «стерильные»  задачи  должны  стать открытым. 

Применяемые  в школьной практике  задачи  и  методики  обучения  их  решению  совсем не  отвечает  современным  требованиям.  Они  оторваны  от  реальности.  Содержание  большинства школьных задач является закрытым, имеет четко сформулированное условие, необходимое для решения количество данных,  один-единственный  ответ.  Кроме того, большинство  учителей  часто  требуют  от  учащихся  «правильного» способа решения. Однако, по словам Гина А.А,  «закрытые  задачи  встречаются  только  в  школе.  В  жизни  им  места  почти  не  осталось.  С закрытыми задачами успешно справляются станки с программным управлением, компьютеры и прочие полезные приспособления»   [3].

Постоянное развитие современной науки, всех ее отраслей  требует все большего объема знаний, так как полученных из объективных источников, для решения жизненных задач  уже недостаточно. Появляется необходимость в новом качестве знаний, в области знаний, названной теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).

На современном этапе развития общества ТРИЗ используется не только в технической области. Более тридцати лет ведутся поиски способов построения педагогической системы на базе ТРИЗ. В условиях реализации новых образовательных стандартов активно стала развиваться ТРИЗ-педагогика. 

Многие педагоги-новаторы, в том числе и Нестеренко А.А., считают, что ТРИЗ-педагогика придет на смену системе Эльконина – Давыдова, и  основным ее отличием будет технологичное обучение поисково-исследовательской деятельности и прогнозированию   [7, 35].

Научить ребенка размышлять, развиваться творчески, верить в свои силы – именно этих целей  пытаются достичь педагоги на уроках, строящихся на основе ТРИЗ, одним из инструментов которого являются открытые задачи.

При этом решение открытых задач на уроках  – это не самоцель, а часть целостной системы развития интеллектуальных способностей и в целом [1].

Теоретическая база по использованию открытых задач строится на следующих понятиях и идеях:

-       основ ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер);

-       основ НФТМ-ТРИЗ (М.М. Зиновкина);

-       открытой задачи (А.А. Гин);

-       систем творческих заданий (П.М. Горев,   В.В. Утёмов);

-       обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М.Ю. Шуба);

-       интеллектуального и творческого потенциала человека (С.С. Бакулевская);

-       методики креатив-боев (А.Ф. Кавтрев).

Характерные отличия открытых задач от закрытых  приведены в таблице 1.

Таблица 1.  

Характерные отличия открытых задач от закрытых задач

 

Открытые задачи

Закрытые задачи

тренируют универсальные учебные действия в жизненных ситуациях

учебные действия конкретного предмета

 

это задачи из окружающего мира, жизненные

четко привязаны к предмету и даже теме

 с множеством решений верных и других

с единственным правильным

 

«развивают мышление, приучают думать системно, логически», 

«достаточно просто подставлять в данные в формулы»

данные неоднозначные, их может не хватать или быть избыток

ровно столько, сколько нужно для единственного решения

 

Современная образовательная действительность и требования ФГОС диктуют  необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности  [2].

Основой метапредмета является мыследеятельностная педагогика или эпистемология – учение о процессах познания, которая является продолжением теории развивающего обучения В. В. Давыдова. Основная идея метода -изучение учащимися процессов познания, освоение самой структуры знания, независимо от его предметной специфики [4].

Но для таких кардинальных перемен потребуется  не один день. Человек инстинктивно опасается всего нового. Значит, дорога к открытым  задачам лежит  через  обучение  решению  традиционных закрытых  задач. Любая  задача – закодированная с помощью слов и чисел ситуация, каким-то образом согласующаяся с реальностью. Но, тем не менее, это формализованная ситуация, в которой не отражается  вся  реальность.  Однако почти всегда в условии задачи можно найти какую-либо неоднозначность, позволяющую сделать задачу открытой. Это - первый шаг от «стерильной» задачи к жизненной.

 

Литература

1.     Альтов Г. Третье тысячелетие. Отрывок из научно-фантастической повести. /Нить в лабиринте. Сост. Селюцкий А. Б. –Петрозаводск: Карелия, 1988. – 231с.

2.     Асмолов  А. Г.,  Бурменская  Г. В.,  Володарская  И.А.  и  др.  Как  проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008. 

3.     Гин А. А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителей. /А. А.  Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС., 2009. – 93 с.

4.      Гин А. А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителей. /А. А.  Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС., 2009. – 94 с.

5.     Громыко Ю. В. Метапредмет «Задача». - М., 2000.

6.     Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. № 5. -  с. 44.

7.     Нестеренко А. А. Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. / Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика, 2003, выпуск 1(12). -  с. 44.

8.     Пономарева Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2010.

9.     Спиридонов В. Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. – М, : Генезис, 2006 (Серия «Учебник XXI века»). -  с. 28. 


 

10.

Прованова И.Б. Магистр педагогики, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, учитель изобразительного искусства муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» ( г

Прованова И.Б. Магистр педагогики, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, учитель изобразительного искусства муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» ( г

Новый стандарт образования предполагает переход от накопления знаний к «знаниям в действии», к деятельностной педагогике, в которой делается акцент на субъектность ученика

Новый стандарт образования предполагает переход от накопления знаний к «знаниям в действии», к деятельностной педагогике, в которой делается акцент на субъектность ученика

Кроме того, большинство учителей часто требуют от учащихся «правильного» способа решения

Кроме того, большинство учителей часто требуют от учащихся «правильного» способа решения

НФТМ-ТРИЗ (М.М. Зиновкина); - открытой задачи (А

НФТМ-ТРИЗ (М.М. Зиновкина); - открытой задачи (А

Но, тем не менее, это формализованная ситуация, в которой не отражается вся реальность

Но, тем не менее, это формализованная ситуация, в которой не отражается вся реальность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021