Тема толерантности в повести Валерия Воскобойникова «Всё будет в порядке».
Цели урока:
развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Задачи урока:
познакомить учащихся с авторской позицией В. Воскобойникова, развивать аналитическое мышление, монологическую речь, умение выделять главное, существенное; логически излагать свои мысли; воспитывать чувство милосердия.
1..Вступительное слово учителя.
Вы прочитали пр повесть В. Воскобойникова « Всё будет в порядке».
По вашим глазам я поняла, что книга понравилась, заинтересовала вас. Это не могло быть иначе. Мир, в котором мы живём, огромен, он населён разными людьми, в нём встречаются и хорошие, и плохие люди, добрые и злые, преданные и неверные. Нам приходится жить с людьми разных национальностей и нужно научиться ладить со всеми, независимо от их цвета кожи, разреза глаз или формы носа. И книги часто помогают разобраться в трудных жизненных ситуациях, поэтому чаще обращайтесь к ним.
Тема сегодняшнего урока «Тема толерантности по книге В. Воскобойникова «Всё будет в порядке».
( 1 слайд )
Запишите тему в тетрадь. К уроку я подготовила эпиграфы.
(2 слайд . 3 слайд и 4 слайд))
2. Вступительное слово учителя о писателе
(6. 7.8. 9 слайды)
- Послушайте и скажите. какой образ писателя рисуется перед вами .
3.Размышление над книгой. Беседа.
- Есть ли у вас друг иной национальности? Интересен ли он? Чем?
-Кто из писателей в русской литературе рассказал об интернациональной дружбе?
(10 слайд )
Проверка домашнего задания.
-_Какой план повести вы составили?.
• План может быть выглядеть так:
•
1.Вовка хочет выдать маму замуж.
2.Дружба с Анатолием.
3.Санкционированный арест мамы и его последствия.
4.Математические способности Шурки и их последствия.
5.Как друзья защитили Шурку от посягательств Синусоиды.
6.Спасительный букет.
7.Драка.
(11 слайд)
Перескажите кратко содержание повести, придерживаясь плана.
-Кто же является главным героем? (Володя)
Что его заботит? (Как выдать маму замуж)
-Кем работает его мама? (медсестрой в поликлинике)
-Как описывает мальчик её работу? (она нужна всем, она отзывчивая)
-Можно
ли его маму назвать обыкновенной? (Нет, она говорит: «Ты, Вовик,
диктатор какой. Тебе лишь бы начальство слушались и думали одинаково».)
-За кого Вова хотел выдать маму? (за своего друга Анатолия, который учился в институте)
-Почему завязалась дружба между Анатолием и Вовой? (Анатолий понимает его, он сам мечтал в детстве о взрослом друге: «Человек должен расти в ощущении безопасности и должен знать, что нужен всем».)
-Почему мама не познакомила отца с сыном? (она оберегала его психику)
-За что мама оказалась в милиции? (за правое дело)
-По какой причине произошёл раскол во взаимоотношениях с Анатолием? (из-за Зинки)
-Можно ли оправдать Анатолия? (Можно)
-Как вы относитесь к Зинке, к Анатолию?
-Почему Шурка Абуалиев чуть не оказался в больнице для умственно отсталых? (он заикался, а классный руководитель не поняла, что он прекрасный математик: примеры решал в уме)
-Какое впечатление производит квартира Шурки? (коммунальная, однокомнатная)
-Где он любит проводить своё свободное время? (у себя на шкафу)
-Чья душа живёт в теле Шурки? (душа Максвелла- английского физика и математика 19 века)
-Как ребята решили спасти Шурку? (Они решили пойти к директору и всё рассказать)
-Кем по происхождению является Шурка?(Копт- древний египтянин)
-Как Володя отнёсся к этому сообщению? (он был восхищён)
-Большое ли значение для него имел тот факт, что Шурка
«чёрный»? (нет, его это забавляло)
-Что для него важно? ( какой человек)
-Что говорит по этому поводу ему Анатолий? («Если где услышишь человека, который убеждает, что его нация -самая красивая, самая добрая и самая умная, сразу высекай, что это вшивый оратор, или полный идиот, или политический жулик».)
-Как выручил Володя Анатолия? (Отдал все цветы в доме)
-Как спас Шурку? (пошёл вместо него драться)
Работа с эпиграфами.
-Какой эпиграф удачнее .
-Послушайте песню ансамбля « Барбарики».
-Какое отношение она имеет к нашему уроку.
Итоги урока.
-Какие проблемы поднимает автор? (дружбы, любви и терпимости к людям других наций)
-Какие последние слова в книге? («А я и не собирался Лобачевским. Это Шурке надо, а мне- просто человеком». )
( слайды «Все мы такие разные» )
(слайды «Эти книги интересно почитать» )
-Какие понравились .
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:
- Над чем заставила меня задуматься эта книга ?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.