Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности».
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника.
Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них. (На слайдах)
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
Планирование проектной деятельности предполагает:
· определение источников информации;
· определение способов сбора и анализа информации;
· итоговый продукт (формы представления результата);
· выработку критериев оценки результатов работы;
· распределение обязанностей среди членов команды.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, я формирую и развиваю умение планировать. Сначала я даю детям план, распределяю обязанности, затем они учатся сами планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.
При выполнении проектов учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность, надо знать, что она требует интереса детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Какие же проекты выполняем мы?
Дети при помощи родителей собирают материал, оформляют его, затем выступают с презентацией, оценивают свою работу. Это в основном простейшие информационные проекты, т.е. направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для аудитории. Мы выполнили проекты по темам: «Моя малая родина», «Мои домашние питомцы», «Моя семья», «Красная книга России», «Письмо деду Морозу», «Составляем орфографический словарь», «Зимняя страничка», «Богатства, отданные людям» и другие.
Есть у нас и коллективные проектные работы. Так дети выпустили свой литературный журнал «Дружба» со сказками и рассказами собственного сочинения. Есть у нас альбом «Наш класс».
Часто мы выполняем проекты на технологии. Это совместные групповые работы.
Работу над проектами мы продолжаем и во внеурочной деятельности. У меня талантливые дети. Мы часто готовим праздники, концерты, участвуем в конкурсах. Это наши творческие проекты.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся (слайд):
· подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
· посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
· спросить у взрослых и записать интересную информацию;
· посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
· используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
· понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
· провести эксперимент и записать план и результаты.
С чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения? Работа эта начинается с обучения детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов. Для этого используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые формы работы на уроке, в том числе с ролевым распределением работы в группе.
Последовательно, шаг за шагом я формирую у детей исследовательские умения, используя в своей работе:
– проблемное, частично-поисковое обучение.
Например, при изучении темы «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» записала на доске слова шалаш, дочь, плащ, мышь, речь, грач. Задаю детям вопрос «Почему некоторые слова пишутся с мягким знаком на конце, а другие без?» Они начинают выдвигать гипотезы, после проверки которых, мы приходим к выводу, что мягкий знак пишется на конце существительных женского рода.
При изучении темы «Правописание наречий» записала на доске слова с суффиксами о и а на конце. Предложила выделить в словах приставки и суффиксы и сделать вывод, когда же на конце пишется о, а когда буква а.
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)». Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова:
может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.
Важным средством мышления является вывод или умозаключение, этому я систематически обучаю школьников, побуждая их самостоятельно сформулировать новые открытия.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, интернетом, что в наше время очень важно. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос, подобрать фотографии.
В 2015 году Маскаева Татьяна стала призером открытой районной учебно - практической конференции «Мордовия глазами детей», в 2016 году в конкурсе исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу» заняла 3 место.
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать - суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.
Список использованной литературы.
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.
4. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.