Класс: 1
Тема: «Уменьшение числа на несколько единиц»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство с решением задач с отношениями «меньше на»; формирование умение сравнивать числа вычитанием.
Задачи:
Дидактическая: формировать умение сравнивать числа вычитанием.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать интерес к математике
Планируемые результаты:
Предметные:
- научиться решать задачи с отношениями «меньше на»;
- умение сравнивать числа вычитанием;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение искать необходимую информацию из учебника;
- умение выделять существенный признак изучаемого объекта;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- готовность к обучению, положительное отношение к математике;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Методы: наглядный, практический, словесный
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник математики для 1 класса, УМК «Начальная школа 21 века» (В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе).
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки, А девиз у нас такой - всё, что надо - под рукой! - Под рукой - учебник, тетрадь, ручка, а что ещё? Мне хочется пожелать вам смелости, уверенности, а ещё что мы должны взять с собой на урок? -Чему мы учимся на уроке математики? - А как бы вы назвали человека, который много знает, много читает, умеет рассуждать, решает трудные задачи, вдумчиво отвечает? Я желаю вам провести урок с пользой и в конце урока я спрошу – стали ли вы умнее, мудрее? - Предлагаю начать урок. |
Приветствие учителя
Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание, доверие, взаимопонимание и т.д. – отвечают дети Рассуждать, вычислять, исследовать, доказывать, терпению, трудолюбию и т.д. умный, мудрый человек |
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии Ребята, на урок приползла гусеница – растеряшка – почему? На её колечках были числа, она их потеряла. Примените смекалку и скажите, какие числа должны быть следующими? - Как рассуждали?
На следующем этапе нам нужно старание – мы будем красиво писать цифры. Запишем число, классная работа. Напишем число 14.
|
(0, 11, 1, 12, 2, 13, 3, 14) |
3. Выявление места и причины затруднения - Ребята, гусеница прислала кружочки. Сколько их, посчитайте. Подумайте, как, каким действием можно уменьшить количество кружков до 4? Что нужно сделать на доске? Как узнать остаток?
- Какое выражение вы можете записать? - Чему равно его значение? - Итак, с помощью какого действия вы уменьшили количество кружков? -Как понять 10 уменьшить на 6? - Постарайтесь сформулировать правило: какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число на несколько единиц? -Как прочитать эту запись? -Как вы думаете, чему вы сегодня будете учиться на уроке математики? - Верно! Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? |
Уменьшение числа на несколько единиц
10-6 4 Вычитание
Это столько же, но без 6 Вычитание
Ответы детей
Уменьшение числа на несколько единиц |
4. Построение проекта выхода из затруднения - Ребята, вы правильно сказали, тема нашего урока «Уменьшение числа на несколько единиц». Исходя из темы, какую цель мы для себя поставим? - Откроем учебник на странице 105 номер 1
У Пети 8 книг, а тетрадей на 3 меньше. Сколько тетрадей у Пети? – О чем говориться в задаче? – Мы знаем, сколько у Пети книг? – Давайте обозначим книги кружочками желтого цвета. Нарисуем в тетради 8 фишек. – Мы знаем, сколько тетрадей у Пети? – Но, что нам известно про тетради? – Давайте обозначим тетради кружочками красного цвета. Нарисуйте такое количество красных кружков, чтобы их было на 3 меньше, чем книг. – Сколько же тетрадей у Пети? – Как вы узнали? – Как еще можно узнать? – Запишите решение в тетрадь. |
Научиться уменьшать числа на несколько единиц
О том, что у Пети книги и тетради Да, 8 книг
Нет Что их на 3 меньше
5 Посчитали на столе Из 8 вычесть 3 получится 5 Диктует ученик |
5. Реализация построенного проекта - Запишите в тетради номер 2.
– О чем говорится в задаче? – Сколько приготовили досок? – Сколько бревен? – Как узнать, сколько бревен приготовили для ремонта? – Записываем решение – Назовите меньшее число |
О том, что для ремонта дачи приготовили доски и бревна 9 мы не знаем, но в условии сказано, что на 4 меньше, чем досок. Надо из 9 отнять 4 диктует ученик: 9-4=5 6 |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. - Открываем тетради на печатной основе на стр. 70. Приготовили цветные карандаши. Задание № 1.
– Посчитайте сколько красных фишек нарисовано? – Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте зеленых фишек на 3меньше, чем красных. Сколько фишек вы нарисовали? – Возьмите синий карандаш и нарисуйте синих фишек на 2 больше, чем зеленых. Сколько фишек вы нарисовали? – Возьмите желтый карандаш и нарисуйте желтых фишек на 4 меньше, чем синих. Сколько фишек вы нарисовали? Задание № 3.
– Самостоятельная работа. Уменьши на 5 каждое число и запиши результат. Проверка. Задание №4. – Если 15 уменьшить на 6, то получится число… Найдите правильный ответ и поставьте рядом галочку. Проверка |
Дети выполняют физкультминутку
8
5
7
3 |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, откроем страницу 71. Выполните самостоятельно номера 5 и 6.
|
Самостоятельное выполнение задания |
8. Включение в систему знаний и повторение А теперь поиграем в математический баскетбол. Будем читать примеры, используя слова уменьшить на… Если ответ верный, то мяч попадает в корзину. (слайд) (работа по цепочке)
А теперь нам нужно использовать ваше умение работать в паре, ваше доверие. В тетрадях лежат карточки. Изучите, прочитайте и напишите напротив каждой записи нужный пример. Первый пример 1 ученик, а другой-ваш товарищ. Поверяйте друг друга, можете советоваться 5 увеличить на 4 12 уменьшить на 3 17 уменьшить на 10 9 увеличить на 5 Какая пара первая сделала, поднимает руки. Проверка |
Дети выполняют задания |
9. Рефлексия (итог урока) – Какую тайну математики вы сегодня открыли? – Кто может сказать, что добился цели и научился уменьшать число на несколько единиц? – Что же нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели? – Кто может сегодня себя за что-то похвалить? – Спасибо за урок. |
Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть поднимают руки
ответы детей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.