Приложение 6
6 класс Учитель: Милевская Т.Е.
Тема: Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
Цели урока:
Образовательные: вывести правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100 и т.д.
Развивающие: развитие логического мышления, культуры математической речи, памяти, умения анализировать, развитие визуальных и слуховых каналов восприятия информации
Воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, воспитание самостоятельности.
Вид используемого на уроке программного обеспечения:
Презентация (POWER POINT), программа-тренажер “Умножение и деление на 10, 100 и т.д.”,
Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран, нетбуки.
Тип урока: урок-путешествие
Девиз урока: Ум без догадки гроша не стоит.
Ход урока
Презентация
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы убедимся в справедливости пословицы “Ум без догадки гроша не стоит”, так как решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность и смекалку, а это очень нужные качества в жизни человека.
Мы совершим путешествие. Нас ждёт Озеро открытий, посетим Площадь точности и ясности, заглянем в Волшебный лес, побываем в Загадочной Греции и наша цель – Гора Знаний.
Учитель:. Что нужно знать, чтобы читать и записывать десятичные дроби?
Учащиеся: Нужно знать таблицу разрядов.
Учащиеся повторяют разряды, проговаривая их хором. (Слайд 2)
Затем они по очереди читают десятичные дроби, появляющиеся на слайдах презентации. (Слайд 3): 1,2; 1,35; 1,012; 0,008; 0,207; 4,20; 10,01; 0,0001; 5,0043; 10,0107; 2,90461.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, нас ждёт Озеро Открытий. Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд вправо? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 1 разряд влево? (Слайд 4)
Учащиеся: Число увеличится в 10 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз?
Учащиеся: Умножению на 10.
Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда вправо? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 2 разряда влево?
Учащиеся: Число увеличится в 100 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 100 раз?
Учащиеся: Умножению на 100.
Далее ученики формулируют правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 10,100 и т.д.
На слайде 6 появляются примеры. Учащиеся объясняют, как их решить, опираясь на правило.
1)12,78*10=
2)14,52*100=
3)2,5*100=
4)9,745*100=
5)0,0021*1000=
6)0,74*1000=
4. Закрепление навыков умножения десятичной дроби на разрядную единицу. (Слайд 7).
Ученики самостоятельно и письменно решают примеры в тетради, затем следует самопроверка решений. Учитель обращает внимание на правильную запись решения (Слайд 4)
1)0,052*100=
2)84305*10=
3)3,08*100=
4)0,0084*100=
5)45,006*1000=
6)203,1*1000=
5. Изучение нового материала.
Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд влево? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 1 разряд вправо? (Слайд 8)
Учащиеся: Число уменьшится в 10 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 10 раз?
Учащиеся: Делению на 10.
Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда влево? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 2 разряда вправо?
Учащиеся: Число уменьшится в 100 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 100 раз? Учащиеся: Делению на 100.
Далее ученики формулируют правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 10,100 и т.д.
На слайде 10 появляются примеры. Учащиеся объясняют, как их решить, опираясь на правило.
1)12,78:10=
2)14,52:100=
3)2,5:100=
4)974,5:100=
5)0,21:1000=
6)0,074:1000=
6. Закрепление нового материала
Мы посетили Озеро открытий, побывали на Площади точности и ясности, а сейчас заглянем в Волшебный лес. Я хочу познакомить вас с самыми маленькими обитателями – муравьями.
· Знаете ли вы, сколько лет живёт муравьиная царица?
Выполните действия:
5,63 ∙ 10 - 0,353 ∙ 100= ?
Ответ: 21 год
· А сколько лет живёт рабочий муравей?
Выполните действия:
5,63 ∙ 10 - 0,353 ∙ 100= ?
Ответ: 7 лет
· В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5 – 6 м.
Давайте обратимся к удивительному квадрату, который поможет нам узнать длину тела бобра (в дециметрах).
5, 9 |
6, 3 |
3, 6 |
2, 3 |
2, 7 |
0 |
3, 7 |
4, 1 |
1, 4 |
Задания:
1) Из первой строки выберите наименьшее число.
2) Из второй строки выберите наибольшее число.
3) Из третьей строки – не наименьшее и не наибольшее число.
4) Найдите сумму выбранных трёх чисел и вы получите ответ на вопрос.
(3,6 + 2,7 + 3,7 =10 , т.е. длина тела бобра 10 дм)
5) 10 дм – сколько это см? м? км? Запишите перевод единиц.
7. Физкультминутка.
8. Практическая работа с использованием компьютеров
Некоторые ученики работают с программой-тренажером. (Приложение1)
Им нужно решить 10 примеров.
9. Загадочная Греция (тест для работы в парах)
Легенды рассказывают, что несколько тысячелетий назад по городам и селениям Эллады (так называлась в ту пору Греция) странствовал слепой сказитель. Он слушал и запоминал народные предания, рассказы о сражениях, о состязаниях, мифы героев. А потом сложил поэмы “Илиада” и “Одиссея”.
На людных площадях, окруженный слушателями, поэт, перебирая струны кифары, читал нараспев свои произведения. Слава этого поэта была так велика, что семь греческих городов оспаривали право называться его родиной.
Если вы правильно выполните тесты, то узнаете имя поэта.
( Тесты заранее раздаём каждому на парту)
Тесты
1. 0,034 *100
А- 34; Б- 0,0034; В-340; Г- 3,4.
2. 3,8 :100.
А- 38; И- 380; У- 0,38; О- 0,038.
3. 1,3 :10 *100.
М- 13; Н- 0,13; П-130; С-1,3.
4. 24,08 :100 *1000.
А-2,408; Е- 240,8; И- 2408; О-0,2408.
5. 0,052 :100 *10.
Д-52; Л- 0,00052; Н-5,;2 Р- 0,0052. Ответ: ГОМЕР.
10. Для учащихся, которые быстро справились с тестом – дополнительные задания (Слайд 14)
Вставьте вместо звездочки знак действия, а
вместо квадратика – число, чтобы получилось верное равенство:3,582 * _ = 358,2
275,2 * _ = 2,752 5,7364 * _ = 5736,4
0,195 * _ = 1950 205,93 * _ = 2,0593
6817,3 * _ = 6,8173
1. Решите уравнение: (0,25 + 10х) ∙ 100 = 2,95 Ответ: 0,27
2. 11. Итоги урока. Учитель предлагает всем оценить свою работу.
Учащиеся делают выводы, повторяют правила, изученные на уроке.
12. Рефлексия. 13. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.