Тема. Урок-практикум «Сложное предложения». Цели урока. Обучающие: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать потребность работать со словарём, позитивное отношение к исследовательской работе. Развивающие: совершенствовать речевую деятельность, воспитывать любовь к родному языку. Воспитывающие: воспитывать гуманное отношение к людям.
Ход урока I. Слово учителя. II. Актуализация знаний по теме урока. - Что такое сложное предложений? - Какие виды сложных предложений вы знаете? - Какое предложение называется сложносочинённым? - С помощью чего связаны части сложносочинённого предложения? (таблица «Русский язык в таблицах» с.107) III. Формирование умений и навыков. 1. Задание: определите тип предложения по структуре, докажите правильность вашего выбора Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. ССП Идёшь по лесу и дивишься его красоте. Простое предложение. Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. СПП Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. БСП 2. Задание. Синтаксический разбор предложения Дари щедрее людям счастье, и ты будешь им богат. - Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов. - Какие буквы в записанном предложении обозначают 2 звука? Почему? - А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами? 3.Задание. Самостоятельная работа в парах. Восстановить текст. Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и ч_столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. К несчастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н_)кто не умел за меня взяться. Вышедшие на прогон женщины долго махали уезжавшим платками а потом в степи подн_лась позёмка и за снежной кипящей мглой не стало видно ни медленно взб_равшихся на гору подвод ни шагавших рядом с ними казаков. Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле. .
4 Задание. Составьте схемы сложносочинённых предложений. 1.Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
[ ], и [ ].
2.Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы.
[ ], да [ ].
3.Глупец один не изменяется, потому что время не приносит ему развития.
[ ], (потому что ).
4.Лес тянулся на несколько километров, и можно заблудиться в нём.
[ ], и [ ]. 5 Задание. Творческое задание.
Используя сложносочиненные предложения, напишите текст на тему: «Осенняя палитра».
Итог урока. Рефлексия.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Домашнее задание. Выписать из учебника литературы по одному предложению каждого вида и составить схемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.