Тема урока №6: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме.
Оценка 4.7

Тема урока №6: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме.

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
13.01.2022
Тема урока №6: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме.
Урок можно провести с использованием групповой формы работы. Работу с карточками -заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат о своих наблюдениях. Проблемный вопрос урока. Почему же свое прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой? Задания для самостоятельных учебных исследований.
урок 6 мертвые души.docx

Тема урока №6: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме.

Урок можно провести с использованием групповой формы работы. Работу с карточками -заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат о своих наблюдениях.

Проблемный вопрос урока. Почему же свое прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой?

Задания для самостоятельных учебных исследований.

Карточка 1.

«Комизм кроется везде, - говорил Н.В.Гоголь.- Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Над чем смеется Гоголь и какими художественными средствами создаются комические эффекты?

В чем сущность принципа художественной условности в литературе?

Покажите роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога в раскрытии авторского замысла.

Карточка 2.

Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором.

Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, определите их смысловую и композиционную роль.

Раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».

Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?

С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их и определите их смысловую и композиционную роль.

Карточка 3.

Важную роль в поэтике «Мертвых душ» играет лирический элемент, эмоциональное авторское начало.

Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических отступлениях? Как они связаны с содержанием поэмы?

 Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя…» и язык автора в описании города (глава 1). Что характерно для языка лирического отступления?

Сопоставьте лирическое отступление в 10-ой главе поэмы с «Думой» М.Ю.Лермонтова. Что дает Гоголю основание верить в будущее России, в ее духовное возрождение?

Итоговый вопрос урока. Как достигается в поэме единство сатирического и лирического начал?

Выводы. В «Мертвых душах» голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним, в первую очередь о судьбе России. Он говорит о мире безумном, забывшем о душе, говорит для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть истинная и единственная причина распада душ и гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности, воскресение души.

 Мир идеальный- это мир духовности, духовный мир человека. Мир идеальный- это мир бессмертных человеческих душ. Он идеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы- лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души- вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Урок, как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным чтением лирического отступления, завершающего первый том поэмы.

 

ЛИТЕРАТУРА. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е.,Фаткуллова В. А. Методические советы. Литература, 10 класс.

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока №6: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?»

Тема урока №6: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?»

Итоговый вопрос урока. Как достигается в поэме единство сатирического и лирического начал?

Итоговый вопрос урока. Как достигается в поэме единство сатирического и лирического начал?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022