Тема урока №6: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме.
Урок можно провести с использованием групповой формы работы. Работу с карточками -заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат о своих наблюдениях.
Проблемный вопрос урока. Почему же свое прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой?
Задания для самостоятельных учебных исследований.
Карточка 1.
«Комизм кроется везде, - говорил Н.В.Гоголь.- Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Над чем смеется Гоголь и какими художественными средствами создаются комические эффекты?
В чем сущность принципа художественной условности в литературе?
Покажите роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога в раскрытии авторского замысла.
Карточка 2.
Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором.
Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, определите их смысловую и композиционную роль.
Раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».
Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?
С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их и определите их смысловую и композиционную роль.
Карточка 3.
Важную роль в поэтике «Мертвых душ» играет лирический элемент, эмоциональное авторское начало.
Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических отступлениях? Как они связаны с содержанием поэмы?
Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя…» и язык автора в описании города (глава 1). Что характерно для языка лирического отступления?
Сопоставьте лирическое отступление в 10-ой главе поэмы с «Думой» М.Ю.Лермонтова. Что дает Гоголю основание верить в будущее России, в ее духовное возрождение?
Итоговый вопрос урока. Как достигается в поэме единство сатирического и лирического начал?
Выводы. В «Мертвых душах» голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним, в первую очередь о судьбе России. Он говорит о мире безумном, забывшем о душе, говорит для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть истинная и единственная причина распада душ и гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности, воскресение души.
Мир идеальный- это мир духовности, духовный мир человека. Мир идеальный- это мир бессмертных человеческих душ. Он идеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы- лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души- вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.
Урок, как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным чтением лирического отступления, завершающего первый том поэмы.
ЛИТЕРАТУРА. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е.,Фаткуллова В. А. Методические советы. Литература, 10 класс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.