Учитель музыки Бардин Сергей Дмитриевич
|
Тема урока: «Балет «Петрушка»
Цель: сформировать представление детей о творчестве русского композитора Игоря Фёдоровича Стравинского, через знакомство с его произведением балет «Петрушка».
Планируемые результаты:
Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью рассматривать вопросы и ситуации
местного, глобального и межкультурного значения.
Предметные: анализировать развитие музыкальных образов
создаваемых исполнителем; Находить и сравнивать особенности музыкальных
произведений
Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей через слушание музыки русских композиторов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: Словесный (беседа), наглядно-слуховой, убеждения и увлечение
музыкой, музыкальное собеседование, метод
сравнения; метод размышления о музыке.
Материалы, оборудование: флешка, укулеле, проектор, ноутбук, колонки,
презентация, раздаточный материал, цветные карандаши, окарина.
Музыкальный репертуар:
«1-я картина» «балет «Петрушка» И.Ф. Стравинский;
«2-я картина» «балет «Петрушка» И.Ф. Стравинский;
«3-я картина» «балет «Петрушка» И.Ф. Стравинский;
«4-я картина» «балет «Петрушка» И.Ф. Стравинский;
«Ария Пьеро» из к\ф «Приключение Буратино»
Структура занятия:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
5. Рефлексия
Конспект |
|||||||||
№ |
Этап урока |
УУД |
Длительность учителя |
Длительность ученика |
T |
||||
1. |
Орг. Момент. |
Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу) К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). |
Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр. Но для того чтобы нам отправиться туда, нам нужно вспомнить некоторые определения (На доске будет 3 слова и 3 определения, также у ребят будет по 1 листочку на парте для того чтобы в парах они объединили понятие и потом проверяем вместе) И так ребята вы все хорошо справились, у кого получилось по-другому исправьте. Исходя из определений на какой жанр муз. театра, мы отправимся? Хорошо отлично, а как называется этот балет вы мне скажете в конце урока сами, но скажите что же бы должны узнать о муз. произведении и в конце урока проверим всё ли у нас получилось и со всем ли мы справились. |
Дети: Здравствуйте
Дети: (выполняют работу в парах)
-Балет
(дети ставят цели на урок) |
5 |
||||
2. |
Организация слушательской деятельности. |
Р(принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя) П (изучение нового
музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного
речевого высказывания в процессе размышлений о музыке); |
Учитель: И. Ф. Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту. Обратите внимание, изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка». Кто будет главными героями балета? (дети читают названия героев и сами называют Арапа, Балерину и Петрушку). (ритмо-техника BODY PERCUSSION) Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка. - Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке. - На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, разыгрывали театральные представления. Вернемся к нашему спектаклю. Барабанный бой возвещает о начале фокуса. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс. Начинается представление. (внимание на экран) (ритмо-техника BODY PERCUSSION(учим движения из русского-народного танца) - Как звучала музыка этой сцены? На ваших столах лежат картинки но они черно-белые и вам нужно по итогам прослушивания 4-х картин подарить им цвет по тому как вы их поведение к окружающим, после объясните мне почему вы выбрали именно эти цвета. Продолжим знакомство с содержанием балета: 2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки. Кто такой Петрушка?. В данном произведении Петрушка влюблен в балерину, но любовь его безответная. 3 картина - портреты Арапа и Балерины.Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся. 4-я картина – «Сцена на улице» Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует». Ребята подумайте и скажите можно было бы решить эту проблему без насилия и такого развития событий? И так ребята по итогам прослушивания, предайте цвет нашим героям, какими цветами вы их одарите и объясните почему? Из разных фильмов мультфильмов и сказок мы знаем еще много разных кукол и песню одного из них мы сейчас исполним |
(Ответы детей.)
-Весело, задорно, широко…
(Петрушка – народный шут, веселит людей)
(Ответы детей.)
(Ответы детей.)
|
15 |
||||
3. |
Организация исполнительской деятельности. |
П(расширять свои представления о музыке) |
(распевание, артикуляционная и дыхательная гимнастика) (разучивание песни)
Учитель: А сейчас ребята имя Мальвина мы будем заменять на ваши и так начинаем…. |
|
15 |
||||
4. |
Итог. |
Л (способность усвоения
теоретических знаний) |
- А сейчас мы с вами ответим на вопросы. 1. Что такое балет? 2. Какова у нас была тема урока? 2. Назовите композитора балета «Петрушка». 3. Перечислите героев балета «Петрушка». 4. В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского? Мы смогли справиться с целями которые поставили на этот урок? |
Дети отвечают на вопросы |
2 |
||||
5. |
Рефлексия. |
Л (способность усвоения
теоретических знаний) |
Кто готов высказаться по теме нашего урока. Если вам понравился урок поднимите Большой палец вверх и посмотрим кто сегодня продуктивно провёл этот урок музыки! |
Ответы детей |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.