Тема урока: «Мертвой души не может быть…» Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.
Оценка 4.8

Тема урока: «Мертвой души не может быть…» Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
13.01.2022
Тема урока: «Мертвой души не может быть…» Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.
В начале урока можно рассмотреть со школьниками титульный лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма» начертано более крупным шрифтом, который значительно превышает по размеру основное название. Думается, что автор хотел подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме поэмы- путешествии в царство мертвых. Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде- черты быта губернского города и помещичьих усадеб, т.е. России.
урок 5 мертвые души.docx

Тема урока №5: «Мертвой души не может быть…» Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.

В начале урока можно рассмотреть со школьниками титульный лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма» начертано более крупным шрифтом, который значительно превышает по размеру основное название. Думается, что автор хотел подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме поэмы- путешествии в царство мертвых. Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде- черты быта губернского города и помещичьих усадеб, т.е. России.

         Само название «Мертвые души» соединило в себе несовместимые понятия. Эту особенность заметил председатель московского цензурного комитета и был возмущен столь необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья». Так ли это?

         Исследователь «Божественной комедии» А.А.Асоян, опираясь на слова Данте о четырех смыслах этой поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый первый, -это буквальный, второй- аллегорический, третий- моральный, четвертый – аналогический (сверхсмысл)». Складывается мнение, что Гоголь, идя за Данте, знал о таком толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла.

         Подумайте, как мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя?

Мертвые души- это товар, который покупает Чичиков.,- души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души- это помещики, и чиновники, погрязшие в грехах, и Сам Чичиков: у них нет души, она мертва. Это аллегорический, метафорический смысл поэмы. Моральный – не может быть человека без души, не должно такое произойти. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души- это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь- образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем и даже Плюшкиным, «если захотят».

На уроке должен состояться и разговор о живой душе:

Есть ли в поэме мертвые души?

В чем заключается жизнь народной души?

Что Гоголь ценит и чего не принимает в русском народе?

Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?

Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу к поместью Коробочки? Какой смысл при этом выявляется?

Какие характеристики дает Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит гордость за русский народ.

Какие качества русского человека присущи капитану Копейкину?

Какие чувства вызывает его история?

Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? что в ней, в этой песне?

После обсуждения этих вопросов легко сделать главный вывод о том, что в поэме Гоголя, по выражению А.И.Герцена, проступают « позади мертвых душ- души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, т.е. живые. Доказательствами к этим утверждениям и иллюстративным материалом к уроку станут 5,7, и 11-я главы поэмы.

В итоге в тетрадях можно составить таблицу или схему.

Мертвые души

умершие крестьяне-

физическая смерть- живая душа

 

помещики и чиновники-нет души, духовная смерть- но могут обрести душу, если захотят

Павел Иванович Чичиков- душа мертвая- но возможно перерождение (апостол Павел).

 

ЛИТЕРАТУРА. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е.,Фаткуллова В. А. Методические советы. Литература, 10 класс.

 

 

 

 


 

Тема урока №5: «Мертвой души не может быть…»

Тема урока №5: «Мертвой души не может быть…»

В чем заключается жизнь народной души?

В чем заключается жизнь народной души?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022