Жукова Надежда Владимировна
КГУ «Средняя школа №10»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
учитель-логопед второй категории
Методическая разработка логопедического занятия
для первого коррекционного класса общеобразовательной школы
для учащихся с диагнозом ОНР III степени
Лексическая тема занятия: Рыбы
Грамматическая тема занятия: Автоматизация звука «Р»
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Форма занятия: групповая.
2020 год
Лексическая тема занятия: Рыбы
Грамматическая тема занятия: Автоматизация звука «Р»
Цель занятия: автоматизировать навык правильного произношения звука «Р» в слогах, словах и предложениях; расширить представление детей о рыбах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Ø закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
Ø расширить знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб;
Ø обогащение словарного запаса
Коррекционно – развивающие:
Ø активизировать речевую деятельность детей;
Ø закрепить правильную артикуляцию звука «Р»;
Ø развивать фонематический слух, навык звукового анализа;
Ø совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
Ø развивать мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
Ø формировать коммуникативные навыки взаимодействия детей друг с другом;
Ø воспитывать бережное отношение к живой природе, активность и любознательность.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Приветствие. Создание положительной атмосферы, психологический настрой на занятие
2. Активизация познавательной деятельности.
Приём «Коммуникативная атака» - отгадай загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка)
- Какой первый звук в слове рыба?
Правильно – это звук «Р».
Сегодня на занятии мы будем говорить о рыбах, и учиться правильно произносить звук «Р».
3. Разминка - Самомассаж лица
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались!
4. Работа над речевым дыханием.
Упражнение «Кораблик»
Цель: развивать длительный плавный выдох.
- У вас на партах для каждого приготовлены кораблики. Сегодня во время занятия, мы будем на них путешествовать.
Вытяните губы вперёд трубочкой и дуйте на кораблик.
- Молодцы, наш кораблик отправляется дальше.
5. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, как вы думаете, рыбы разговаривают?
- Правильно, не разговаривают! А мы в отличие от рыб умеем разговаривать, и, чтобы говорить красиво, выполним гимнастику для языка.
Артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Слоник», «Грибок», «Чашечка», «Блинчик», «Парус» (проговаривание задания и иллюстрации на компьютере)
- Молодцы! Вы все хорошо справились! Плывем дальше!
6. Анализ артикуляционного уклада звука «Р».
- А сейчас, давайте вспомним, как правильно произносится звук «Р».
- Где находятся губы, язык, в каком положении зубы?
- Возьмите зеркала. Произнесите звук «Р»
- Где находится язык при произнесении звука «Р»?
- Что мешает воздуху свободно выходить изо рта?
- Это гласный или согласный звук?
- Что происходит с нашим горлышком? Дрожит ли оно при произнесении звука «Р»?
- Правильно, дрожит! Значит это звонкий или глухой звук?
- Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы!
А сейчас мы вспомним, как пишется буква «Р». Поплыли.
7. Соотнесение звука с буквой «Р».
- Ребята, посмотрите, перед нами остров, какая буква живет на нем? (буква Р).Звук «Р» на письме обозначается буквой Р. Эта буква состоит из палочки и полуовала. Давайте выложим букву Р цветными камешками на письме, а затем пропишем её в воздухе.
- Молодцы!
8. Автоматизация звука «Р» в произношении прямых слогов.
- Сейчас мы с вами будем на корабликах причаливать к берегу и повторять слоги: РА, РО, РУ, РЫ. Сначала по очереди, затем все вместе!
9. Работа с предметными картинками (предметная картинка «рыба»)
- Ребята, посмотрите, возле моего кораблика плавает красивая рыбка! Давайте её внимательно рассмотрим! У рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники! На голове у неё расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуёй, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, для чего нужны рыбке хвост и плавники? Правильно, чтобы плавать!
10. Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
- Мы с вами внимательно рассмотрели рыбку и узнали какие части тела у нее есть! Давайте поиграем в игру.
Игра «Чей, чья, чьё?» (образование притяжательных прилагательных)
- Чья голова? – это рыбья голова.
- Чьи жабры? – это рыбьи жабры.
- Чьё туловище? – это рыбье туловище.
- Чья чешуя? – это рыбья чешуя.
- Чей хвост? – это рыбий хвост.
- Какие вы все молодцы! А сейчас возьмём цветные карандаши и превратимся в художников!
11. Звуко – слоговой анализ слова.
- На доске записано слово «Рыба», давайте, составим схему к этому слову.
- Какой первый звук в слове «Рыба»? «Р» - это согласный, твёрдый звук, раскрасим первый квадрат синим цветом и т.д. по аналогии.
- Молодцы! И с этим заданием все справились! Но не убираем карандаши, мы всё ещё художники!
12. Развитие мелкой моторики рук.
- Ребята, у каждого из вас в тетради нарисована рыбка, нужно обвести её по пунктиру.
- Молодцы! Давайте подведём итог нашего занятия.
13. Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили?
- Какой звук мы закрепили?
14. Оценивание, рефлексия.
- Вы все сегодня большие молодцы! За сегодняшнее занятие рыбка каждому дарит кораблик!
- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Что было для вас самым сложным, а что лёгким?
Технические средства обучения
Ø Компьютер
Ø индивидуальные зеркала
Ø бумажные кораблики
Ø графическое изображение буквы «Р»
Ø предметные картинки по теме «Рыбы»
Ø цветные камушки, песок.
Методическая литература
1. Логопедическое пособие для занятий с детьми издат-школа. Тм, тоо «Издательство «Библиополис» спб, 1996, 208 с
2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов.-- М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
Интернет-ресурсы
1. https://clck.ru/MLbGk
2. https://clck.ru/MLbHT
3. https://clck.ru/MLbHx
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.