Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».
Оценка 5

Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
8 кл—11 кл
10.01.2021
Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».
. Сформировать представления о количестве вещества как одной из основных физических величин. Показать численное равенство молярной и относительной молекулярной масс вещества. Научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.
моль.docx

 

 

 

 

 

Технологическая карта  урока по химии 8 класс

Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».

 

 Цель урока. Сформировать представления о количестве вещества как одной из основных физических величин. Показать численное равенство молярной и относительной молекулярной масс вещества. Научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

Основные понятия.

Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса

Планируемые результаты обучения

Предметные.

Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.

 Метапредметные. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 Личностные. Формировать ответственное отношение к учению.

Основные виды деятельности учащихся.

 Вычислять по химической формуле вещества его молярную массу. Вычислять количество вещества по известной массе и массу вещества по известному его количеству. Вычислять число молекул по заданному количеству вещества, применять при решении задач.

Демонстрации.

Образцы металлов и неметаллов количеством вещества 1 моль

 

 

 

 

 

Ход урока.

Этап

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

 

1.Организационный

 

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

 

 

II. Актуализация                      опорных      знаний                                        

 

 

Беседа. Повторение .

Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы химических реакций»

Приложение 1.

Повторение материала темы «Химические уравнения.Типы химических реакций»

Самостоятельно работают; с последующей само- или взаимопроверкой , в случае необходимости, коррекция допущенных ошибок.

 

Л, П, К

 

III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 Приложение 2.

 

Вопрос Сколько молекул сахара содержится в 1 кг сахара?

Можно ли сосчитать, сколько молекул воды помещается литровой бутылке ?

А в одной капле?

Взаимодействуют с учителем

Л, П, К, Р

 

IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Для проведения химических реакций необходимо точно отмерить количества реагирующих веществ. Как отсчитать нужное число молекул?

Просит выдвинуть предположе­ние о теме предстоящего урока.

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, исходя из этого, формулируют индивидуальные цели.

П, К,Л

 

VI Выявление места и причины затруднений

 

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения,осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Мелкие предметы считают по-разному. Спички– коробками, салфетки – упаковками, яйца – десятками… Как посчитать молекулы?

.Ребята предполагают, что молекулы необходимо отмерять порциями с определенным числом частиц в каждой. Число это должно быть очень большим, т.к. молекулы очень маленькие.

П, К

 

VII. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) 

 

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Вещества вступают в реакцию в строго определённых соотношениях.

Для получения  сульфида железа, нужно взять столько железа и серы, чтобы на каждый атом железа приходился один атом серы.

Fe + S = FeS

Чтобы получить оксид фосфор (V), нужно взять столько молекул фосфора и кислорода, чтобы на четыре молекулы фосфора приходилось пять молекул кислорода.

4P + 5O2 = 2P2O5

Определить количество атомов, молекул и других частиц на практике невозможно – они слишком малы и не видны невооружённым глазом. Для определения числа структурных единиц (атомов, молекул) в химии применяют особую величину – количество вещества (v – ню). Единицей количества вещества является моль.

Итальянский ученый А.Авогадро предложил измерять количество вещества в молях.

1 моль – это 6·10²³частиц

Приложение 3.

Учащиеся пытаются осознать эту величину.

Учащиеся вспоминают относительные атомные и молекулярные массы,записывают определения. Приходят  к выводу, что необходимо связать число частиц и их массу

П, Р, К

 

VIII. Реализация построенного проекта 

 

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи.

1. Выслушивает ответы учащихся.

2. Молярная масса – масса 1 моль вещества.

3.Демонстрация простых и сложных веществ количеством 1моль

3.Таблица 5,6 на стр.121 учебника.

4.Схема 1

Урок по химии на тему " Количество вещества. Молярная масса".

.

Учащиеся должны:

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково, зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

П, Р, К

IX. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

 

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1. Какое количество вещества соответствует 306 г оксида алюминия Al2О3?

2. Рассчитайте массу 4 моль азотной кислоты HNO3.

3. Сколько молекул содержится в 8 г молекулярного кислорода O2?

4. В какой массе воды содержится столько же молекул, сколько атомов в 36 г магния?

Определить массу и  объем  для аммиака NH3 количество вещества, которого:

В.1. 0,1 моль     (1,7г, 2,24 л)

В.2. 0,2 моль      (3,4г, 4,48л)

В3.Определите число атомов гелия Не в шарике объемом 11, 2 л.

В4.Число молекул сахарозы С12Н22О11в сахарнице равно 6 х1023. Чему равна масса сахарозы?

В5.В детской песочнице 120 г песка SiO2. Сколько молекул SiOв песочнице? 

Коррекция, координация деятельности обучающихся.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

П, К, Р

X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает решить задачу,заполнив пустые клетки

Вещество

Молярная

масса, г/моль, M

Масса вещества,  г, m

Количество вещества, моль, n

H2

 

10

 

O2

 

6,4

 

N2

 

56

 

 

Коррекция, координация деятельности обучающихся.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

.

П, К, Р

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1.  Подводит итоги урока: "Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?".

2. Дает дифференцированное домашнее задание.

1.      1)Прочитать § 36,  упр.№3,4

2.      2). Творческое задание.

Придумать и решить задачу по теме «Количество вещества»

3.      Составить задания-загадки «Отгадай, о чем идет речь»

4.      3)задачи в табл.2 (в приложении)

3. Выставляет оценки за урок.

Оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы.

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Л, П, К, Р

Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителя. _ М.: Просвещение, 2009

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-207с.

 

 

 

Приложение 1.

Вариант 1

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.

а) Р + O2 → P2O5 

в) СаСО3 → СаО + С

б) Zn + HCl → ZnCl2 + H2

 г) Al + S → Al2S3

Вариант 2

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.

а) HgO → Hg + O2 

в) CuSO4 + FeFeSO4 + Cu

б) N2 + H2 NH3 

г) H2O2 → H2O + O2

Вариант 3

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций

а) Mg + O2 → MgO 

в) ВаСО3 → ВаО + СO2 

б) Fe + HCl →FeCl2 + H2

 г) СО + O2 → СO2

Вариант 4

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.

 а) СH4 → С + H2

 в) CuCl2 + Mg → MgCl2 + Cu

б) NO + O2 → NO2 

г) KCl3 → KCl + O2

 

Приложение 2

Девиз к уроку

Начинаем изучение новой темы со строк поэмы М. Алигер “Ленинские горы”

О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

Выделите основные взаимосвязи, которые представлены в тексте.

Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас.

  Приложение 3.

Постоянная Авогадро настолько велика, что с трудом поддается воображению. Например, если футбольный мяч увеличить в NА раз по объему, то в нем поместится земной шар. Если же в NА раз увеличить диаметр мяча, то в нем поместится самая большая галактика, содержащая сотни миллиардов звезд! Если вылить стакан воды в море и подождать, пока эта вода равномерно распределится по всем морям и океанам, до самого их дна, то, зачерпнув в любом месте Земного шара стакан воды, в него обязательно попадет несколько десятков молекул воды, которые были когда-то в стакане. Если же взять моль долларовых бумажек, они покроют все материки 2-километровым плотным слоем

Урок по химии на тему " Количество вещества. Молярная масса".

 

                  Таблица 1.

Вещество

Молярная

масса, г/моль, M

Масса вещества,  г, m

Количество вещества, моль, n

H2

 

10

 

O2

 

6,4

 

N2

 

56

 

 

 

        

 

 

 Таблица 2.(дифференцированное домашнее задание)

Формула

Мr

М г/моль

n моль

m

N(число частиц)

1. SO2

32

2. CH4

5

3.NH3

34

4.PH3

0,5

5.HCl

2,5

6.O3

3*1023

7. H2O

9

8. NO2

12*1023

                                                                                                                                          


 

Технологическая карта урока по химии 8 класс

Технологическая карта урока по химии 8 класс

Ход урока. Этап

Ход урока. Этап

Для проведения химических реакций необходимо точно отмерить количества реагирующих веществ

Для проведения химических реакций необходимо точно отмерить количества реагирующих веществ

Fe + S = FeS Чтобы получить оксид фосфор (

Fe + S = FeS Чтобы получить оксид фосфор (

Учащиеся должны: на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы, при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т

Учащиеся должны: на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы, при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т

В5.В детской песочнице 120 г песка

В5.В детской песочнице 120 г песка

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

ВаСО 3 → ВаО + СO 2 б) Fe +

ВаСО 3 → ВаО + СO 2 б) Fe +

Таблица 1. Вещество

Таблица 1. Вещество

Таблица 2.( дифференцированное домашнее задание)

Таблица 2.( дифференцированное домашнее задание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021