Тема урока: Орфограммы в приставках и корнях слов. 6 класс
Оценка 4.9

Тема урока: Орфограммы в приставках и корнях слов. 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
21.05.2021
Тема урока: Орфограммы в приставках и корнях слов. 6 класс
русс21.doc

 

 

 

Класс _6__   

Тема урока: Орфограммы в приставках и корнях слов.


 

                                                                                                        Технологическая карта урока

Цель деятельности учителя

Повторить и углубить знания учащихся о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова; определить границы знания и незнания у пятиклассников; совершенствовать орфографические умения, развить коммуникативные навыки.

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятие «проверяемые безударные гласные», назначение орфографического словаря; уметь подбирать проверочные однокоренные слова; пользоваться орфографическим словарём; группировать однокоренные слова; использовать их в речи.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия

Проверяемые безударные гласные, корень слова, части слова.

 


Организационная структура урока

 

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы организации УД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

 

 

Ф

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Урок мне хотелось бы начать строчками стихотворения.

А теперь улыбнёмся друг другу. Садитесь на свои места! Я рада, что у вас хорошее настроение, и уверена, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

2. Актуализация. Постановка темы и цели урока. Пробное учебное действие.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. Прочитала я недавно стихотворение про письмо, понять которое было нелегко. Почему?

Стихотворение «Грустные вести» А. Шибаева.

 

Стихотворение Эдварда Лира «Жил мальчик из города Майена…»

 

Мозговая атака

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма".

Вопросы по стихотворению А.Шибаева:

-     Почему письмо сначала кажется шуткой?

-     Чем болен Мишка?

-     К чему может привести неумение грамотно писать слова?

 

Вопросы по лимерику:

-     Почему «бывший»?

-     Какие омонимы встретились в стихотворении? Как пишутся эти слова и почему?

Какую орфограмму нам сегодня нужно повторить, чтобы правильно писать такие слова?

-                   Найдите в стихотворении еще слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Запишите их с проверочными словами (свалившийся, мальчишка).

 

Помогает учащимся сформулировать некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Читают на интерактивной доске стихотворение А. Шибаева «Грустные вести» вслух выразительно.

Пришло письмишко мне,
Гляжу – 
Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить.

 

Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, делают вывод о необходимости уметь правильно писать.

 

На интерактивной доске ученики вписывают е, и в слова с пропущенными буквами и записывают эти слова в тетради, производят взаимопроверку, сравнивают произношение слов с их написанием.

 

Читают вслух лимерик Эдварда Лира, отвечают на вопросы.

Жил мальчик из города Майена,

Свалившийся в чайник нечаянно.

Он с..дел там, с..дел

И совсем пос..дел,

Этот бывший мальчишка из Майена.

 

Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Записывают слова в тетрадь, обозначают орфограмму.

 

Формулируют тему и задачу урока, составляют совместно с учителем план урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

Проверка понимания способа действия

Стихотворение Эдварда Лира «Жил-был старичок из Киото…»

 

Доказательство

Ф

Какие буквы пропущены? Объясните правописание слов.

Объясните поговорку: «Человек жалью живёт». Какое слово устаревшее? Какая это часть речи?

Выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.

Внимательно выслушивает ответы обучающихся.

.

 

 

Читают и анализируют текст, объясняют смысл устаревшего слова.

 

Жил-был ст..ричок из Киото,

Постоянно ж..левший кого-то.

Он увидел лягушку

И метнул ей ватрушку,

Благородный старик из Киото!

 

 

Записывают в тетрадь слова с проверяемыми безударными гласными, подбирают проверочные слова.

Сравнивают, сопоставляют однокоренные слова из поговорки и стихотворения.

Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания

3. Освоение нового материала. Выявление места и причины затруднения

Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в корнях слов проверяемые безударные гласные

Правило в учебнике

Упражнение 30 (I) Соревнование между рядами: кто быстрее? Запись слов на доске с обозначением орфограммы

Инсерт (маркировка текста значками по мере его чтения)

Наблюдение, работа с текстом

(сравнение)

Ф

И

Указывает объект наблюдения.

Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, делают вывод. Сравнивают с выводами учебника.

Выходят по очереди к доске, каждый записывает по одному слову и обозначает орфограмму по образцу, остальные делают запись в тетрадях.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Коммуникативные: управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;

 

 

Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы

Работа с учебником, упр. 30 (II) в парах, правило в учебнике.

 

Наблюдение, работа с текстом (сравнение)

Ф

П

Организует подводящий диалог, уточняет правило.

Записывают однокоренные слова, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают, добавляют свои примеры.

Взаимопроверка

 

4. Первичное закрепление нового материала

 

Освоение способа проверки

Помогите Мите!

Ученику было дано задание: подобрать проверочные слова, чтобы определить правильность написания безударных гласных. Верно ли Митя выполнил задание? Помогите ему исправить ошибки.

Линять – линия, волна – вол, деньга – день, скозать – козы, слезать – слёзы.

 

Наблюдение, анализ, сопоставление

Г

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

Один человек объясняет решение группы у доски.

Производят взаимопроверку, рефлексию.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Динамическая пауза

 

Игра «Карлики-великаны».

 

Ф

Проводит игру.

Следующие задания требуют внимания. Нужно его потренировать!

Выполняют элементарные физические упражнения.

 

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Закрепление изученного материала

Закрепление знаний и способов действий

Работа с учебником. Упр. 32.

Анализ языкового материала, систематизация

И, П

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

 

Организует работу учащихся с учебником:

Осенью так не хватает солнца! Нарисуйте его в тетради. Добавьте свои слова. У кого больше получится солнечных лучей?

 

Организует проверку и взаимопроверку.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

 

Выполняют письменно задания к упражнению, при необходимости советуются (работа в паре). Взаимопроверка.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая)

6. Первичное закрепление с комментированием

Закрепление знаний и способов действий

Листы со словами (3 набора с разными словами). Пример одного набора слов: "под..рить улыбку", "оранжевый л..сток", "..сенняя прогулка", "пос..деть на ск..мейке", "л..зурь неба".

Какие из них словарные? (Лазурь, оранжевый, скамейка)

Групповая работа, рефлексия, контроль

Г

Организует работу групп.

Помещает слова на доску. Указывает объект наблюдения.

Выполняют задание, отвечают на вопросы. Доказывают свой выбор. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Читают вслух с листов групповой работы.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Закрепление знаний и способов действий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ

Составление по картинке предложений (текста) со словами на изученную орфограмму, развитие речи. Чтение получившихся предложений

Самостоятельная работа

И

Организует работу по составлению текста по картинке и чтение учащимися получившихся сочинений-миниатюр.

Рассматривают картинку, составляют предложения или текст, озаглавливают его, обозначают изученную орфограмму. Читают получившиеся предложения, объясняют написание корней с проверяемыми безударными гласными.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы

Осенний, листок, подарить, пожалеть, помирить, бродить, починить, гроза, возить, осмотреть, лазурный.

 

Диктовка, самопроверка, самооценка

И

Диктует слова, организует самопроверку.

 

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят оценку. Объясняют поставленные оценки, анализируют свои ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы,

Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

 

9. Домашнее задание

 

Дифференцированное задание: 1) составить рассказ с использованием слов с проверяемыми безударными гласными, 2) упр. 31

 

 

Возвращает обучающихся к первоначальным записям, вносит изменения, дополнения.

Даёт творческое, исследовательское или практическое задания на основе изученной информации.

Записывают домашнее задание, оценивают уровень усвоения темы, выбирают задание.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

10. Подведение итогов. Рефлексия

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

План, составленный в начале урока.

«Эссе»

Рефлексия, контроль

Ф

И

Задает вопросы: «Понравился урок? Какая работа понравилась больше всего? Напишите, что вы себе посоветовали бы на следующий урок, чтобы улучшить результат?» Спрашивает, какие задачи останутся на следующие уроки.

Соотносят «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления, обобщают полученную информацию.

Пишут эссе, где дают оценку своей работе на уроке, делают предположения о задачах по закреплению изученной орфограммы.

Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

 

Использованные источники

  1. http://pesenka.net/view.php?id=1116
  2. Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах /Сост. Г.Кружков – М.: Просвещение, 1992 г.

Класс _ 6 __ Тема урока:

Класс _ 6 __ Тема урока:

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Найдите в стихотворении еще слова с проверяемыми безударными гласными в корне

Найдите в стихотворении еще слова с проверяемыми безударными гласными в корне

Внимательно выслушивает ответы обучающихся

Внимательно выслушивает ответы обучающихся

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах /Сост

Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах /Сост
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021