Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
7 класс
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход
Оборудование: блок-схема, карточки для парной работы, учебник
Ход урока.
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Мы с вами сегодня в гостях, и гости присутствуют на нашем уроке. Поприветствуем их.
Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся.
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Итак, мы начинаем урок.
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока « Союз как часть речи. Простые и составные союзы».
На доске: Двадцать седьмое января.
Классная работа.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы».
II. Повторение.
–Начнем урок с повторения ранее изученного. На прошлых уроках мы с вами изучали предлог.
-Что мы можем сказать о предлоге?
-Какие предлоги мы знаем?
-Как пишутся производные предлоги?
-Для чего нужны предлоги?
III. Словарный диктант.
-На след. строчке записали: Словарный диктант.
В течение года, в течении реки, в продолжение года, в продолжении книги, вследствие болезни, в следствии по делу, несмотря на дождь, не смотря под ноги, иметь в виду, ввиду плохой погоды.
-Поменяйтесь с соседом тетрадями. Взаимопроверка.
Вы проверяете работу соседа, ставите + или -.
Сосчитайте количество +.
Нет ошибок- «5»
1-2 ошибки- «4»
3-4 ошибки- «3»
Более 4 ошибок -«2»
-Оцените работу соседа.
-Поднимите руки, кто получил «5»? «2»? Будем работать еще над этой орфограммой.
IV.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом.
«Союз как часть речи. Простые и составные союзы».
- Наша задача сегодня на уроке:
-познакомимся с понятием союза как о служебной части речи,
- понаблюдаем за его ролью в предложении;
- познакомимся с простыми и составными союзами;
-научимся употреблять союзы в речи;
- будем конструировать предложения, используя союзы.
V.История появления слова СОЮЗ. (сделать себе карточку)
-Итак, название “союз” появилось в XVII веке.
В русском языке их около 250 союзов. Познакомимся с этимологией слова «союз».
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
VI. Индивидуальное задание. 2 Ученика (с опережающим заданием):
-2 учеников я просила подготовить индивидуальные задания. Найти в словаре Вл. Ив. Даля и Серг. Иван. Ожегова определение слова «союз»?
Сделать им карточки. 1 ученик:
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.
2 ученик:
В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения»
- Давайте обобщим. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).
VII. Работа на доске и в тетрадях.
-Запишем предложения. Вызвать ученика.
Январь снег насыпает, а март его сгоняет.
-Попутно объясним орфограммы в предложении.
Январь сне.. н..сыпает, а март его с (з)г..няет.
-Выделите грамматическую основу предложения, чтобы определить роль союза.
–Начертите схему.
-Сделайте вывод, что он соединяет. (А соединяет простые пр-я в составе сложного)
Март да апрель весну встречают.
-Попутно объясним орфограммы в предложении.
Март да апрель в..сну встр..чают.
-Выделите грамматическую основу предложения, чтобы определить роль союза.
–Начертите схему.
-Сделайте вывод, что он соединяет. (Да соединяет однородные члены пр-я)
-Сделаем вывод: попытаемся самостоятельно вывести правило о союзе.
-Для чего служит союз? (связывает простые предложения в составе сложного и однородные члены предложения).
-И подтверждает роль союзов в речи такое стихотворение:
Объединять
и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
-Проверим наше определение с правилом, данном в учебнике?
VIII. Работа с учебником.
-Откроем учебники Теории на стр. 180 параграф 148 .
-Прочитаем определение союза. (1 ученик).
-Прочитайте определение про себя.
- Что называется союзом? На какие группы он делится?
- Что добавляем к нашим знаниям о союзе?
(Союзы, как и предлоги, могут быть простыми и составными.)
-Прочитаем об этом на стр.180. (Определение простых и составных союзов.)
Посмотрите на схему в своих листах.
По строению союзы бывают:
Простые (состоят из одного слова): а, и, но, когда, если, что... |
Составные (состоят из 2-х и более слов): потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, с тех пор как и др. |
-Приведите примеры простых союзов? Составных?
IX.Динамическая пауза.
- А чтобы закрепить умения отличать простые союзы от составных выполним распределительный диктант:
-Разделите страницу на две части. Подпишите колонки: простой/составной.
Я перечисляю союзы, а вы записываете их в две колоночки:
Как будто, куда, лишь, оттого что, и, так как, что, а, но, потому что, когда, с тех пор как.
Какие союзы вызвали у вас больше затруднений?
-Давайте сейчас и поработаем с составными союзами.
Откройте учебники на стр.132, найдите упр.352, давайте устно продолжим предложения, используя заключённые в скобки союзы и материалы для справок.
10 . Физпауза. - Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Встаньте, пожалуйста.
а) закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;
б) откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем - вправо;
в) опустите голову, резко посмотрите вниз;
г) поднимите голову, резко посмотрите вверх;
д) делайте вращательные движения глаз;
А сейчас сделайте глубокий вздох. Руки вверх. Стряхнули с плеч всю усталость. Тихонько сели на места.
- Садитесь. Продолжаем работу.
X.Самостоятельная работа.
- А теперь проведем творческую работу. Выполнять вы ее будете самостоятельно. Вам надо будет восстановить в данном тексте союзы.
-Прочитайте текст на листах, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
1.Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. 2.Мы весело шагали… рассказывали разные истории. 3.Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. 4. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. 6.С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. 7.Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. 8.Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
-Проверяем, что получилось?
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали И рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, НО настроение всё равно было бодрое. 4.КОГДА мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели И стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, А мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником И поэтом.
-Запишем 4 предложение. Выделим основу. Что связывает союз КОГДА?
(простые предложения в составе сложного)
-Запишем 5 предложение. Выделим основу. Что связывает союз И? (однородные подлежащие)
XI. Игра “Собери пословицу” (работа в парах).
-А теперь проведем игру «Собери пословицу». Объединитесь в пары.
У вас на листах записано задание «Собери пословицы», вам нужно соединить слова в нужном порядке:чтобы, Надо, Родине, служить, смелым, быть, сильным
-Проверяем. Назовите союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного?
XII. Тест.
-В заключении урока узнаем, что вы усвоили. Проведем тест. Ответьте на листах.
1. В русском языке есть самостоятельные и ………………………..части речи.
2.Союз-это……………………………………………………………………………
3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………
4. Союзы не являются…………………………………………………………………
5. Союзы связывают……………………………………………………………………
XIII. Выводы по уроку. Подведение итогов.
-Подведем итоги урока. Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
(Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи)
-
Что называется союзом?
- Какие бывают союзы по составу?
XIII. Домашнее задание.
§. 148-149 1. упр. 354 стр.133
2. упр.355
3. составить текст о домашнем животном «Мой любимец», используя различные союзы
XIV. Рефлексия.
- Что-то из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, а что-то, может быть, удивило вас?
Оцените свою деятельность на уроке закончив предложения:
Теперь я могу…
Я бы хотел…
Было трудно…
Было интересно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.