Тема урока. Страдалец за человечество или…
Оценка 4.8

Тема урока. Страдалец за человечество или…

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
01.05.2020
Тема урока. Страдалец за человечество или…
Страдалец за человечество или… Урок-суд по роману Достоевского Пречтупление и наказание.docx

Тема урока. Страдалец за человечество или…  (Слайд №1)

Цель: на основе романа «Преступление и наказание» показать, что, описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тез, кто отрицает святость человеческой личности; утверждает, что любая личность священна и в этом отношении все люди равны.  (Слайд №2)

Эпиграф к уроку.

                                             И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами,                              

                                             с разбоем империалистов, в мире, раздираемом

                                             расовыми проблемами и разгулом насилия

                                            тревожный  набат Достоевского гудит, неумолчно

                                            взывая к человечности, гуманизму.

                                                                                                    Ч.Айтматов.

                                                                                                    (Слайд №3)

Учитель.

Сегодня мы проведём урок-суд, тема которого «Страдалец за человечество или…» Это «или» мы должны , ребята, с вами понять.

(Объявляю цель урока, обращаю внимание на эпиграф)

-Как вы понимаете слова Чингиза Айтматова?

 Итак, я представляю тех, кто будет вершить суд и всех участников.

Судья  - я, собственной персоной. Прошу любить и жаловать (Слайд №4)

Прокурор  _________________________________________________

Адвокаты  __________________________________________________

Секретарь суда  ______________________________________________

Свидетели __________________________________________________

   (В качестве свидетелей по роману выступают Пульхерия Александровна Раскольникова, Авдотья Романовна Раскольникова, Разумихин, Порфирий Петрович, Софья Семёновна Мармеладова, Свидригайлов и другие)

И, наконец, подсудимый  ________________________________________

Все остальные также могут принять участие.

Секретарь суда.    Встать! Суд идёт!

 Уважаемый судья! Господа присяжные к слушанию дела Раскольникова Родиона Романовича Готовы. Прошу всех занять свои места. Прошу всех сесть.  

Судья.    Слушается уголовное дело по обвинению Раскольникова Родиона Романовича, совершившего тяжкое преступление с целью ограбления – убийство старухи-процентщицы Алёны Ивановны и сводной её сестры, Лизаветы.

Секретарь.      10 июля сего года Родион Раскольников, спрятав под пальто топор, закреплённый на специально приготовленную петлю и прихватив заранее приготовленный, якобы, заклад, вышел из дому и направился к месту проживания старухи-процентщицы. Здесь Раскольников несколькими ударами по голове топором убил Алёну Ивановну, а затем, несколькими минутами позже, и сестру её, Лизавету.

Судья.  Чтобы лучше понять суть дела, следует знать историю жизни Раскольникова. Подсудимый, вам слово.

Раскольников.    (Слайд №5)   Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета. Бывший, потому что из-за отсутствия средств, вынужден  был оставить учёбу. Отношусь к низшему сословию, беден. Рано потерял отца, Имею мать и сестру Дуню.

   Ранее жил в заброшенном городишке, где царят пьянство, нищета, ругань. Ходил в церковь, соблюдал все христианские обряды, то есть был как все.

   В настоящее время живу, если можно это назвать жизнью, здесь, в Петербурге. Живу впроголодь, ючусь в жалкой коморке, похожей на шкаф, откуда тоже меня грозятся вышвырнуть на улицу.

   Под угрозой оказалась судьба моих родных. Всё это привело меня к глубокому размышлению о жизни в мире, где господствуют неправедная власть, жестокость и корыстолюбие.

   Опираясь на примеры из истории  (Магомет, Наполеон и другие) и опираясь на примеры из жизни, окружающей нас, пришёл к выводу, что все люди делятся на необыкновенных, которым «всё дозволено» ради высших соображений и обыкновенных, удел которых терпеть и покоряться.

   Я человек совестливый и легкоранимый. Не могу хладнокровно смотреть на ужасы и несчастья, царящие в обществе. Вот почему я оказался здесь, на скамье подсудимых.

  (История жизни подсудимого подготовлено  учеником класса, как и выступления всех остальных)

Судья. Благодарю! Можете присесть. К слушанию приглашаются свидетели.

Секретарь.  Свидетель Пульхерия Александровна Раскольникова.                               (Слайд №6), (Слайд №7)

(Так приглашаются все свидетели)

Судья. Есть ещё свидетели, желающие выступить в защиту или в обвинение Раскольникова?

Секретарь. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор.  (Слайд№8) Уже с первых минут знакомства с Родионом Раскольниковым мы видим, что он порабощён философской идеей, допускающей «кровь по совести». Он считает, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах, крови. Всё человечество подразделяется на две категории, на два разряда. «Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей,- «твари дрожащие», есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством: «сильные мира сего», - говорит Раскольников.- Развитие общества совершается в процессе попрания «тварей дрожащих» «наполеонами».

   Кто дал Раскольникову право делить людей таким образом? Разве это не преступная идея?

   Теория Раскольникова обрекает большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Ведь если каждый пожелает доказать, что он «наполеончик», начнётся стихия всеобщего преступления.

   Одним словом, теория Раскольникова антигуманна по своей сути.

   Да, подсудимый страдает!

   Но что стоят его страдания после совершения убийства. Убиты два человека. Убиты хладнокровно. Их уже не вернуть. Убийство готовилось длительное время, были продуманы все детали, то есть я хочу обратить Ваше внимание, господа, на то, что убийство преднамеренное, с целью ограбления.

   Вспомним, как всё это происходило. Как тщательно готовил он это злодеяние. Об этом свидетельствует и табакерка, якобы серебряная, а на самом деле подделанная убийцей, и петля на пиджаке, предназначенная для топора, наконец,  сам топор – символ слепой силы, символ насилия, и не важно, ради каких целей его применили.

   А второе убийство?  Бедное, беззащитное и без того униженное и оскорблённое существо. За что пострадала она? А ни за что! Ненужный свидетель и только. А ведь она - то самое беззащитное существо, ради которого теория Раскольникова допускает «кровь по совести». Где же этому объяснение? А вот оно. Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить.

   Господин Судья! Господа присяжные! Перед вами человек, совершивший злодеяние, подобное  которому я ещё не встречал. Жестокость этого человека не поддается никакому объяснению и, тем более, оправданию. Такие люди опасны для общества. И я требую у суда вынести единственное справедливое наказание – смертный приговор.

Секретарь.  Слово предоставляется защите.

Адвокат.     (Слайды 9-12)  Господа присяжные! Господин судья! Я бы согласился с господином прокурором, если бы не одно обстоятельство. Мы должны учесть, что мой подзащитный пришёл к этой мысли не сразу и не вдруг. Он пришёл к ней, наблюдая русскую жизнь долгое время, размышляя над отечественной и мировой историей. Именно жизнь и история вполне убеждают его в правильности его идеи, его теории. Именно так устроен мир. Великие личности не останавливаются ни перед какими жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих целей. Примеров этому довольно много вокруг нас, стоит только хорошо оглядеться вокруг.

   Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Найти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников и придумывает, как вы уже изволили заметить, господин прокурор, античеловеческую по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, обрекая при этом на невыносимые душевные муки прежде всего самого себя.

   Господин судья! Господа присяжные, прошу учесть всё вышесказанное мной и дать возможность моему подзащитному  искупить свою вину. Прошу применить более мягкий приговор.

Судья.  Обвиняемый, вам предоставляется последнее слово.

Раскольников.   (Слайды13-14) Господин судья! Господа присяжные! Что я могу сказать в своё оправдание? Да, я виноват. Но в моей теории есть альтруистические мотивы. Я хотел избавить себя и свою семью от безысходной нужды, но ведь не только это…

   Есть ещё одна причина, толкнувшая меня на преступление: «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя одного!..» Хотел самоутвердиться в жизни, доказать, что я не «тварь дрожащая, а право имею». Но после совершённого мной убийства чувствую себя отщепенцем. Между мною и окружающими меня людьми образовалась пропасть. Я переступил нравственный барьер и сам поставил себя вне законов человеческого общества.

   Муки совести, сознание своей духовной опустошённости привели меня в руки правосудия. Я прошу учесть факт признания и раскаяния при вынесении приговора.

Секретарь.  Суд удаляется для вынесения приговора.

(Все расходятся по местам)

Учитель.  Итак, суд якобы удалился для вынесения приговора. Но приговор, я думаю, в каждом из вас. Каждый из вас сумел разобраться в этом сложном процессе, происходившем с героем романа. Сумел разобраться, виновен или нет Родион Раскольников, виновно ли общество и, в конце концов, кто Раскольников, страдалец за человечество или человек, преступивший закон.

(Каждый ученик высказывает свое мнение: виновен или нет Раскольников)

Учитель.  Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока. Действительно, проблема, затронутая Достоевским в романе, актуальна и в наше время. Очень трудно разобраться в том, что происходит вокруг нас сейчас. Но каждый из нас должен стараться не преступать законы человеческой морали и переступать через человеческие жизни.    

Спасибо за внимание.                                                                                     (Слайд №15)

   (Выставляются оценки)


 

Тема урока. Страдалец за человечество или… (Слайд №1)

Тема урока. Страдалец за человечество или… (Слайд №1)

Раскольников. (Слайд №5)

Раскольников. (Слайд №5)

Да, подсудимый страдает!

Да, подсудимый страдает!

Я хотел избавить себя и свою семью от безысходной нужды, но ведь не только это…

Я хотел избавить себя и свою семью от безысходной нужды, но ведь не только это…
Скачать файл