Тема урока: Учимся писать буквы безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Кравченко О. М. , учитель начальных классов, МБОУ «СШ №22», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цели деятельности педагога:
1. Создать условия для закрепления умения подбирать однокоренные слова, писать буквы гласных и согласных в корне слова;
2. Способствовать развитию навыка грамотного письма, логического мышления, монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Знают вопросы-помощники для подбора однокоренных слов, умеют проверять безударную гласную и парную согласную в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения безударных гласных, парных согласных звуков; структурирование знаний
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Активные формы обучения: групповая работа, работа в парах.
Ход урока:
1. Мотивация
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Ребята, какой урок мы начинаем?
- Как вы думаете, почему учащиеся 2 класса изучают русский язык каждый учебный день?
- Зачем необходимо знать правила русского языка?
– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 1)
«Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».
– А теперь скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.
– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей? Нет, надо учиться их преодолевать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Словарная
работа.
Разгадайте ребусы: мороз, дорога, улица, столб, машина, заяц, помидор. (Слайд 2)
Ученик работает у доски. Проверьте по эталону.
2) Взаимопроверка. -А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)
- Кто написал слова без ошибок? - Кто допустил ошибки?
На какие группы можно разделить эти слова? (кто?, что?, б/гл., п/сог., 1, 2, 3 слога,)
Какое слово не переносится?
Новое слово. ЯБЛОКО. А где мы можем себя проверить? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Словарик – Кира – значение слова.
- Какое бывает яблоко? Многозначность. (глазное, Адамово, державное, попасть в яблочко) (Слайд 3)
Фразеологизмы. Яблоку негде упасть. Как румяное яблочко. Конь в яблоках. Яблоко раздора (Слайд 4)
Пословица. Яблоко от яблоньки недалеко падает. (Слайд 5)
3. Постановка учебной задачи.
- А на какое правило эти словарные слова?
- В написании каких орфограмм вы допустили ошибки?
- Почему возникли затруднения? - Что вызывает сложность? - Чему будете учиться на уроке?
Учащиеся высказывают своё мнение. Убеждают одноклассников в необходимости продолжения работы над темой. Дети отмечают, что им сложно подобрать однокоренные слова, для проверки слов с безударной гласной и парной согласной.
4. Определение темы урока.
- Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её. (Слайд 6-7)
«Дима написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня на лук. Поиграем с мичом».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось? (Слайд 14)
- Какие правила не знал автор записки?
- Как правильно записать эти слова? (Слайд 15)
На луг – луга с мячом – мяч,
На лук – луковый с мечом – меч
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 8)
Правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова.
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Я вам предлагаю вспомнить, как мы проверяем данные орфограммы? (Слайд 9)
5.
Закрепление.
- Где находятся эти орфограммы? (в корне слова)
- Какие правила надо знать, чтобы не допускать ошибок в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова?
- Что ещё надо уметь делать? - Какие слова называются проверочными?
Игра «Молчанка» (Слайд 10) Работа в тетради.
- Я читаю слова, а вы записываете пропущенную букву, проверочное слово называете устно.
К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).
6. Физминутка (Слайды 11)
С.Р. Задания по выбору детей. (Слайды 12)
1 ур. Спиши слова, с проверочным словом.
Р..ка, гр..чи, сне_, гри_, ко_ка, зу_ки.
2 ур. Краты, дразды, рыпка, жирав, валчята, снешки.
3 ур. Списать, вставля пропущенные орфограммы
Хомяк не хочет в зимний хол.._
Х..дить, испытывая гол.._,
Х..трец х..лодною порой
Хр..пит в хоромах под з..млей. Вывод. Правило.
2) Работа в группах (карточки) (Слайды 13)
- А теперь поработаем в группах:
- Сейчас я раздам вам карточки, а вы соберитесь в команду и выполните следующее задание.
-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.
КАРТОЧКА № 1 ü Вставить пропущенные орфограммы. ü Выделить корень. ü Подчеркнуть проверочные слова. Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки. ü Найди лишнее слово. Докажи. |
КАРТОЧКА № 2 ü Вставить пропущенные орфограммы. ü Выделить корень. ü Подчеркнуть проверочные слова. Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток. ü Найди лишнее слово. Докажи. |
КАРТОЧКА № 3 ü Вставить пропущенные орфограммы. ü Выделить корень. ü Подчеркнуть проверочные слова. Л…сок, л…сник, л…сной, л…с, б..рёза. ü Найди лишнее слово. Докажи. |
2) Работа в парах (слайд). Устно. (Слайды 14)
Уд…вительно (диво, дева), л…пить (липка, лепка), м…стерить (мост, мастер), л…нивый (лень, линька), скр…пучий (скрепка, скрип)
Спишите, исправив ошибки. Придумайте заголовок. (Слайды 15-16)
Надваре марос. Саша надел теплую шупку и миховую шапку. Наруках уславы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Слова в предложении перепутались: с, играет, на, котёнок, траве, цветочком. (Слайды 17)
5. Итог урока.
- Как проверить написание безударной гласной?
- Как проверить написание парной согласной?
- Какие вопросы будут служить помощниками при подборе проверочных слов? Можем ли мы воспользоваться вопросами, которые находятся на доске?
Рабочая тетрадь с. 57, упражнение 4. (На доске)
6. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов работы.
- Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем надо ещё поработать?
Нарисуйте слева весёлый смайлик, если после этого урока вы стали лучше понимать, как проверить написание слов с парной согласной или грустный, если эта орфограмма всё ещё трудна для вас. Справа – выскажете своё мнение об освоении орфограммы безударная гласная в корне слова.
7. Домашнее задание
Повторить правила о правописании безударной гласной и парной согласной.
Рабочая тетрадь, с. __, упр. __.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.