Тема урока: Уральские атомграды: «Озерный град» Озерск

  • Образовательные программы
  • docx
  • 09.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по краеведению 7 класс, г. Озерск. атомный первенец России
Иконка файла материала Борисенкова, Озерск, Краеведение.docx

Разработка урока

Борисенкова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания

Челябинская область, г. Озерск, МБОУ СОШ №30

Предмет: Краеведение

Класс: 7 класс

Тема урока: Уральские атомграды: «Озерный град» Озерск

Планируемый результат:

Личностные:  осознание своей идентичности как гражданина региональной общности, соотносить даты событий истории города Озерска с основными периодами отечественной истории; понимать важнейшие события Южного Урала, города.

Предметные:  знать и понимать важнейшие этапы истории города Озерска; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей; показывать на плане и карте расположение достопримечательностей; составлять краткую характеристику родного населенного пункта.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая. 

Оборудование урока:  учебник, дополнительная литература, устав ОГО, карта Озерска, Челябинской области, карточки с заданиями для работы в группе.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Доброе утро, ребята!

- Сегодня вы будете журналистами и примите участие в составление и написание школьного номера газеты.

Подготовка класса к работе.

II. Актуализация знаний.

Нацеливание детей к изучению объекта.

Введение в тему урока.

- Прочитайте строки, которые написала Татьяна Степанова.

«Город как город, только закрытый,

Город как город, только омытый,

Как оторочкой, лазурью озер…»

                                            Т. Степанова

- Вы догадались, какой теме будет посвящен наш номер? (ответы детей)

- В этих словах отражено отношение к городу, где мы живем.

-  Как называется город? Почему он так называется?

- У нашего города особенная судьба. До недавнего времени о городе не писали, не говорили, его не было на карте, у него не было даже своего имени.

- Все прошло, и сейчас наш город носит красивое поэтическое название Озерск.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания обучающихся.

Ответы на вопросы учителя.

III. Постановка учебной задачи

Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации. Формулировка задач урока.

- К концу урока каждая группа журналистов должна будет предоставить варианты литературного материала. Я буду главным редактором.

 

 

Высказывания обучающихся.

 

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Постановка задач и целей урока.

- Для нас неведомой страной

Является наш край родной!

Действительно, тема нашего номера «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами

- Как вы думаете, какие страницы будут в нашем номере?

- Чтобы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить?

- Как вы думаете с чего нужно начать рассказ о нашем городе? Сначала что нужно узнать?

  • Название города
  • Символы области
  • Достопримечательности

– На одних страницах мы должны рассказать об истории нашего города. Почему город так назван?

- Как выглядят символы нашего города?

- Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край?

- Какие достопримечательности есть в городе?

- Успеть необходимо многое, для этого разделимся на группы.

 

 

 

 

 

Ставят цели, формулируют (уточняют) темы страниц.

 

 

 

 

Побуждение к высказыванию своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

Деление на группы

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности.

Практическая работа.

- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно выполнить, используя карты, учебник и дополнительные источники.

1.     Страница Историческая

1 группа: История края, города

- С чем связано историческое место города, занятия народов, проживающих в древности.

- Экспедиции в наш край, их открытия.

- Строительство химкомбината.

- Работа ученых в нашем городе.

Решите, кто будет предоставлять статью.

2.     Страница Географическая

2 группа

-  В какой части Челябинской области находится Озёрск.

- Изучите по карте, с какими городами граничит Озерск – на западе, на востоке, на севере, на юге.

- Изучите по карте, какие озера, реки протекают на территории нашего города. Природный ландшафт.

Решите, кто будет предоставлять статью.

3.     Страница Геральдическая

3 группа: Расскажите о символах города.

- Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе.

– Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн)

– Вам необходимо рассказать нам о символах нашего города.

Решите, кто будет предоставлять статью.

4.     Страница Экскурсионная

- О каких достопримечательностях города необходимо рассказать.

- Почему вы так решили? (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.)

Решите, кто будет предоставлять статью.

5 . Страница Поэтическая

Составление синквейна

- Используя слова, составьте стихотворные строки:

- Родина, Озерск, Курчатов, Атомград, любимый, родной, растёт, строится.

Решите, кто будет предоставлять строки.

6.     Страница Рекламная

- Вы прекрасно знаете, что сейчас ни один журнал, ни одна газета не обходится без рекламы.

- Вы должны дать рекламу об Озерске. Реклама должна быть краткой, точной и содержать интересную информацию.

- Писать можете в стихах или в прозе.

Решите, кто будет предоставлять строки.

 

Определение задачи каждой группе.

Самостоятельная  работа в группах.

 

1.Работа с учебником и доп. литературой.

2. Работа группы по физической карте.

3. Работа с уставом ОГО.

4. Рассказы детей о городе, дополнение.

5. Составление синквейна.

6. Создание рекламы, в стихах или в прозе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Зачитывание работ  и оформление страниц журнала.

Первичная проверка понимания.

Выступление представителей каждой группы. Группы представляют свой материал для оформления  своей страницы, рассказывают, используя карту и доп.материал.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

IX. Итоги урока. Рефлексия

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

– Наше журналисткое расследование по родному городу подошло к концу. Спасибо журналистам за интересные сведения о нашем городе. Все ребята – молодцы!

- Что узнали вы сегодня?

– Пригодится ли вам полученный материал?

– Чему вы научились при подготовке своей статьи.

- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашего города.

- Чтобы вам хотелось еще рассказать о нашем городе? Составьте свои статьи, чтобы дополнить наш номер газеты.

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, города, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

 

 

 

 

 

 

Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

·                   Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: учебник для основной школы /под  ред. Г.С. Шкребня.- 2-е изд. - Челябинск: АБРИС, 2011. – 144с. – с.99-103;

·                   Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2012;

·                   Челябинская область. Краткий географический справочник /авт.-сост. М. С. Гитис, С. Г. Захаров, А. П. Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск: АБРИС, 2011. – 176 с.;

·                   Наш Озерск от А до Я. Изд. 2-е, доп. И перераб./ Клепикова Ю. Б., Чернецкая Г. А. - Челябинск:  АБРИС, 2015. – 176с.: илл.;

·                   Трякин П. Памятные места города Озерска. – Озерск, 2002. – 33 с.

·                   Озерск // Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. – СПб, 2007 - С.60-61: Символика озерского герба.

·                   Прогулка по городу // Озерская панорама. - 2004 - № 87 - С.3: О достопримечательностях Озерска - зданиях, памятниках, улицах, парках.

·                   Обоснование символики герба города Озерска, геральдическое описание герба. Шмидт, М.А. Мой город – Озёрск: Учебно-методическое пособие по реализации национально-регионального компонента на уроках географии в общеобразовательных учреждениях Озёрского городского округа / М. А. Шмидт. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2007. – 50 с.