Разработка урока
Борисенкова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания
Челябинская область, г. Озерск, МБОУ СОШ №30
Предмет: Краеведение
Класс: 7 класс
Тема урока: Уральские атомграды: «Озерный град» Озерск
Планируемый результат:
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина региональной общности, соотносить даты событий истории города Озерска с основными периодами отечественной истории; понимать важнейшие события Южного Урала, города.
Предметные: знать и понимать важнейшие этапы истории города Озерска; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей; показывать на плане и карте расположение достопримечательностей; составлять краткую характеристику родного населенного пункта.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: учебник, дополнительная литература, устав ОГО, карта Озерска, Челябинской области, карточки с заданиями для работы в группе.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку. - Доброе утро, ребята! - Сегодня вы будете журналистами и примите участие в составление и написание школьного номера газеты. |
Подготовка класса к работе. |
II. Актуализация знаний. Нацеливание детей к изучению объекта. |
Введение в тему урока. - Прочитайте строки, которые написала Татьяна Степанова. «Город как город, только закрытый, Город как город, только омытый, Как оторочкой, лазурью озер…» Т. Степанова - Вы догадались, какой теме будет посвящен наш номер? (ответы детей) - В этих словах отражено отношение к городу, где мы живем. - Как называется город? Почему он так называется? - У нашего города особенная судьба. До недавнего времени о городе не писали, не говорили, его не было на карте, у него не было даже своего имени. - Все прошло, и сейчас наш город носит красивое поэтическое название Озерск. |
Высказывания обучающихся. Ответы на вопросы учителя. |
III. Постановка учебной задачи |
Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации. Формулировка задач урока. - К концу урока каждая группа журналистов должна будет предоставить варианты литературного материала. Я буду главным редактором. |
Высказывания обучающихся.
|
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. |
Постановка задач и целей урока. - Для нас неведомой страной Является наш край родной! - Действительно, тема нашего номера «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами - Как вы думаете, какие страницы будут в нашем номере? - Чтобы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить? - Как вы думаете с чего нужно начать рассказ о нашем городе? Сначала что нужно узнать?
– На одних страницах мы должны рассказать об истории нашего города. Почему город так назван? - Как выглядят символы нашего города? - Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край? - Какие достопримечательности есть в городе? - Успеть необходимо многое, для этого разделимся на группы. |
Ставят цели, формулируют (уточняют) темы страниц.
Побуждение к высказыванию своего мнения.
Деление на группы |
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Практическая работа. |
- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно выполнить, используя карты, учебник и дополнительные источники. 1. Страница Историческая 1 группа: История края, города - С чем связано историческое место города, занятия народов, проживающих в древности. - Экспедиции в наш край, их открытия. - Строительство химкомбината. - Работа ученых в нашем городе. Решите, кто будет предоставлять статью. 2. Страница Географическая 2 группа - В какой части Челябинской области находится Озёрск. - Изучите по карте, с какими городами граничит Озерск – на западе, на востоке, на севере, на юге. - Изучите по карте, какие озера, реки протекают на территории нашего города. Природный ландшафт. Решите, кто будет предоставлять статью. 3. Страница Геральдическая 3 группа: Расскажите о символах города. - Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе. – Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн) – Вам необходимо рассказать нам о символах нашего города. Решите, кто будет предоставлять статью. 4. Страница Экскурсионная - О каких достопримечательностях города необходимо рассказать. - Почему вы так решили? (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.) Решите, кто будет предоставлять статью. 5 . Страница Поэтическая Составление синквейна - Используя слова, составьте стихотворные строки: - Родина, Озерск, Курчатов, Атомград, любимый, родной, растёт, строится. Решите, кто будет предоставлять строки. 6. Страница Рекламная - Вы прекрасно знаете, что сейчас ни один журнал, ни одна газета не обходится без рекламы. - Вы должны дать рекламу об Озерске. Реклама должна быть краткой, точной и содержать интересную информацию. - Писать можете в стихах или в прозе. Решите, кто будет предоставлять строки. |
Определение задачи каждой группе. Самостоятельная работа в группах.
1.Работа с учебником и доп. литературой. 2. Работа группы по физической карте. 3. Работа с уставом ОГО. 4. Рассказы детей о городе, дополнение. 5. Составление синквейна. 6. Создание рекламы, в стихах или в прозе.
|
VIII. Зачитывание работ и оформление страниц журнала. |
Первичная проверка понимания. Выступление представителей каждой группы. Группы представляют свой материал для оформления своей страницы, рассказывают, используя карту и доп.материал. |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. |
IX. Итоги урока. Рефлексия |
Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. – Наше журналисткое расследование по родному городу подошло к концу. Спасибо журналистам за интересные сведения о нашем городе. Все ребята – молодцы! - Что узнали вы сегодня? – Пригодится ли вам полученный материал? – Чему вы научились при подготовке своей статьи. - Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашего города. - Чтобы вам хотелось еще рассказать о нашем городе? Составьте свои статьи, чтобы дополнить наш номер газеты. - Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, города, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей. |
Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.
|
Список литературы
· Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: учебник для основной школы /под ред. Г.С. Шкребня.- 2-е изд. - Челябинск: АБРИС, 2011. – 144с. – с.99-103;
· Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2012;
· Челябинская область. Краткий географический справочник /авт.-сост. М. С. Гитис, С. Г. Захаров, А. П. Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск: АБРИС, 2011. – 176 с.;
· Наш Озерск от А до Я. Изд. 2-е, доп. И перераб./ Клепикова Ю. Б., Чернецкая Г. А. - Челябинск: АБРИС, 2015. – 176с.: илл.;
· Трякин П. Памятные места города Озерска. – Озерск, 2002. – 33 с.
· Озерск // Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. – СПб, 2007 - С.60-61: Символика озерского герба.
· Прогулка по городу // Озерская панорама. - 2004 - № 87 - С.3: О достопримечательностях Озерска - зданиях, памятниках, улицах, парках.
· Обоснование символики герба города Озерска, геральдическое описание герба. Шмидт, М.А. Мой город – Озёрск: Учебно-методическое пособие по реализации национально-регионального компонента на уроках географии в общеобразовательных учреждениях Озёрского городского округа / М. А. Шмидт. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2007. – 50 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.