Открытый урок истории в 6 классе
Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское
Подготовил и провел учитель истории Ордашов К.М.
2021 год
Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
· продолжить формировать навыки работы с различными источниками – учебный текст, карта
· содействовать дальнейшему развитию навыков письменной и устной речи через представление информации в форме таблицы;
· совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
· формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
· умение выделять причинно-следственные связи
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
· формирование умения выстраивать речевые высказывания;
· формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
· формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)
Основное содержание темы: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.
Основные понятия: цивилизация в двух аспектах, разделение древнерусской народности на русских, белорусов, украинцев.
Оборудование урока:
· учебник Истрия России для 6 класс авторов Данилов Д.Д., Данилов А.А., Клоков В.А., Тырин С.В., изд. «Баласс» 2012 г. «Школа 2100»
· рабочая печатная тетрадь к учебнику История России 6 класс, изд. «Баласс»
· презентация к уроку
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
||||||
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности |
|
||||||
Этап «Постановка цели и задачи урока» 5 мин. |
|
||||||||
Вводное слово: послушайте две цитаты и определите о каком государстве пойдет речь сегодня на уроке? «Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич) «Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд)
Определение проблемы урока Рассмотрите карту в учебнике на с. 170 сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. с территорией в15 в.
Сформулируйте проблему урока
Запишите проблему в рабочие тетради «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?» Сформулируйте свою версию ответа на проблему
Давайте определим пути решения проблемы. |
Предполагают тему урока «Взаимодействия Литвы и Руси».
1.Противоречие: в 13 в. Литва была небольшим прибалтийским государством. 2.В 15 в. это уже огромное государство и называется Великое княжество Литовское и Русское. Высказывают предположения о проблеме урока, например, «Почему к 15 в. территория Литвы увеличилась в несколько раз?» Или «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?» Делают записи в тетради Формулируют свою версию проблемы: 1.Присоединили русские земли силой, т.к. были сильнее. 2.Добровольное вхождение русских земель в Литву 3.Огромная роль русского народа в истории Литовского государства
Предлагают пути решения проблемы: 1.Узнать, что собой представляет Литовское государство. 2.Их отношения с соседями на западе и на востоке. 3.Какова роль русского народа. |
Взаимодействуют с учителем в режиме фронтальной беседы
Участвуют в общей беседе Слушать ответы других
|
Контроль за правильностью ответов других обучающихся
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять ответы других
Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы проблемы и обосновывать ее.
Соотносить свои версии с версиями других
|
|
|||||
Этап воспроизводства прошлых знаний – 3 мин. |
|
||||||||
Раз речь пойдет о двух государствах, давайте вспомним, что собой представляет Русское государство в к.13 в. В рабочей тетради на стр. 51 выполняем первое задание
Проверка задания с помощью экрана Сформулируйте ответ. |
На ленте времени определяют даты образования и распада Древнерусского гос-ва, нашествия Батыя. Выделяют этапы изученной истории Руси
Русское государство переживает трудные времена. Оно разорено и находится в вассальной зависимости от Золотой Орды. Определяют место события в прошлом |
Умение самостоятельно работать
Слушать ответы других и соотносить со своими |
Исправлять неточности других
Сверять информацию по эталону Уметь формулировать собственную позицию и обосновывать ее |
|
|||||
Этап «Решения проблемы» - работа в группах20 мин. |
|
||||||||
Приступаем к решению нашей проблемы. Работаем в группах с рабочими тетрадями. Слайд на экране с заданиями. Помощь группам в работе. |
Выполняют задания, работая с картой и текстом параграфа Показывают умения группировать и сравнивать факты и события |
Распределяют задания между членами группы, Подготовить ответ от группы Умение руководить и подчиняться |
Контролировать и оценивать свои действия Вносить коррективы при помощи группы |
|
|||||
Этап проверки и подведения итогов работы в группах10 мин. |
|
||||||||
Заслушиваем ответы по группам Корректирует формулировки, Организует общую работу |
Ответ 1 группы 1.К 13 в. литовские племена взошли на ступень цивилизации. У них появилось государство во главе с князем Миндовгом, об-во разделилось на слои: простые общинники, родовая знать, дружинники, жрецы, стали появляться города (Вильнюс и русские города) 2.Положение земель Литовской Руси более выгодное, чем Московской, они были дальше от Золотой Орды и не платили дань. 3.Обе цивилизации взаимодействуя, обогащают друг друга. Общая черта – стремление к независимости Ответ 2 группы. Литовское государство разными способами расширяло свою территорию. Ведущую роль сыграли князья Гедимин и Ольгерд. К 14 в. в Литву входили русские княжества западных и южных земель. Это сказалось на развитие обоих народов: они совместно боролись против общих врагов на западе и на востоке. Это считалось возрождение Древнерусского государства: язык государственным был древнерусский, жили по законам «Русской правды», православие было господствующей религией. А литовские племена быстрее стали развиваться на ступени цивилизации. Развивались и русские территории: начинают формироваться белорусская и украинская народности. Отрицательным моментом было разделение некогда единого государства между другими. Ответ 3 группы. В к. 14 в. Литва заключает с Польшей Кревскую унию (союз) последствия унии таковы: 1.Меняется вера на католическую 2.Государственным языком становится польский 3.смена государственного строя на основе Польских законов. 4.свободные общинники превращаются в зависимых крестьян 5.Меняются народные традиции и обычаи под влиянием католичества
Существование Великого княжества Литовского и Русского положительно повлияло на историческую судьбу нашей страны, т.к. это спасло часть земель от постоянных набегов ордынцев, сохранились достижения этих народов. Заложили основы для дружбы между ними. Но с другой стороны, они постоянно боролись друг с другом за первенство в деле объединения русских земель. |
Слушают и дополняют Заполняют таблицу по сообщениям других групп |
Сравнивают, исправляют ошибки, дополняют |
|
|||||
Этап применения новых знаний – 5 мин. |
|
||||||||
Как же мы ответим на наш проблемный вопрос |
Формулируют ответ на проблему: К 14 в. Литовское княжество объединяло множество русских земель, которые во многом определяли деятельность этого государство. Многие считали, что произошло объединение древнего государства. Записывают его в тетради |
|
|
||||||
Почему, именно в это время идет активное формирование трех братских народов: русских в Московской Руси и украинцев с белорусами в Литовском княжестве? |
Ответ: оказавшись разобщенным древнерусский народ под влиянием других народов, распадается на три отдельные братские народности – русские, белорусы, украинцы. |
Умение по другому посмотреть на полученные знания |
|
||||||
Этап рефлексии – 2 мин. |
|
||||||||
А теперь пришло время подумать, как каждый работал на уроке. Возьмите листочки и допишите предложения с помощью подсказки на экране |
Заполняют листочки 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
|
|
|
|||||
Домашнее задание § 16, в рабочей тетради делать те задания, которые в классе не успели.
|
Записывают домашнее задание |
|
|
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.