Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское
Оценка 5

Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
6 кл
08.01.2023
Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское
Основное содержание темы: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.
urok_istorii_v_6_klasse.doc

Открытый урок истории в 6 классе

Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское

 

             

Подготовил и провел учитель истории Ордашов К.М.

 

 

                                                                  2021 год

 

Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

·       продолжить формировать навыки работы с различными источниками – учебный текст, карта

·       содействовать дальнейшему развитию навыков письменной и устной речи через представление информации в форме таблицы;

·       совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

·       формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

·       умение выделять причинно-следственные связи

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

·       формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

·       формирование умения выстраивать речевые высказывания;

·       формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);

·       формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)

Основное содержание темы: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.

Основные понятия: цивилизация в двух аспектах, разделение древнерусской народности на русских, белорусов, украинцев.

Оборудование урока:

·       учебник Истрия России для 6 класс авторов Данилов Д.Д., Данилов А.А., Клоков В.А., Тырин С.В., изд. «Баласс» 2012 г. «Школа 2100»

·       рабочая печатная тетрадь к учебнику История России 6 класс, изд. «Баласс»

·       презентация к уроку

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

 

Этап «Постановка цели и задачи урока» 5 мин.

 

Вводное слово: послушайте две цитаты и определите о каком государстве пойдет речь сегодня на уроке?

«Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич)

«Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд)

 

Определение проблемы урока

Рассмотрите карту  в учебнике на с. 170 сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. с территорией в15 в.

 

Сформулируйте проблему урока

 

 

 

Запишите проблему в рабочие тетради «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»

Сформулируйте свою версию ответа на проблему

 

 

 

 

 

 

Давайте определим пути решения проблемы.

Предполагают тему урока «Взаимодействия Литвы и Руси».

 

 

 

 

 

 

1.Противоречие: в 13 в. Литва была небольшим прибалтийским государством.

2.В 15 в. это уже огромное государство и называется Великое княжество Литовское и Русское.

Высказывают предположения о проблеме урока, например, «Почему к 15 в. территория Литвы увеличилась в несколько раз?»

Или «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»

Делают записи в тетради

Формулируют свою версию проблемы:

1.Присоединили русские земли силой, т.к. были сильнее.

2.Добровольное вхождение русских земель в Литву

3.Огромная роль русского народа в истории Литовского государства

 

Предлагают пути решения проблемы:

1.Узнать, что собой представляет Литовское государство.

2.Их отношения с соседями на западе и на востоке.

3.Какова роль русского народа.

Взаимодействуют с учителем в режиме фронтальной беседы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в общей беседе

Слушать ответы других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль за правильностью ответов других обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять ответы других

 

 

 

 

Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы проблемы и обосновывать ее.

 

Соотносить свои версии с версиями других

 

 

 

Этап воспроизводства прошлых знаний – 3 мин.

 

Раз речь пойдет о двух государствах, давайте вспомним, что собой представляет Русское государство в к.13 в.

В рабочей тетради на стр. 51 выполняем первое задание

 

Проверка задания с помощью экрана

Сформулируйте ответ.

На ленте времени определяют даты образования и распада Древнерусского гос-ва, нашествия Батыя. Выделяют этапы изученной истории Руси

 

 

 

Русское государство переживает трудные времена. Оно разорено и находится в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Определяют место события в прошлом

Умение самостоятельно работать

 

 

 

 

Слушать ответы других и соотносить со своими

Исправлять неточности других

 

Сверять информацию по эталону

Уметь формулировать собственную позицию и обосновывать ее

 

Этап «Решения проблемы» - работа в группах20 мин.

 

Приступаем к решению нашей проблемы. Работаем в группах с рабочими тетрадями.

Слайд на экране с заданиями.

Помощь группам в  работе.

Выполняют задания, работая с картой и текстом параграфа

Показывают умения группировать и сравнивать факты и события

Распределяют задания между членами группы,

Подготовить ответ от группы

Умение руководить и подчиняться

Контролировать и оценивать свои действия

Вносить коррективы при помощи группы

 

Этап проверки и подведения итогов работы в группах10 мин.

 

Заслушиваем ответы по группам

Корректирует формулировки,

Организует общую работу

Ответ 1 группы

1.К 13 в. литовские племена взошли на ступень цивилизации. У них появилось государство во главе с князем Миндовгом, об-во разделилось на слои: простые общинники, родовая знать, дружинники, жрецы, стали появляться города (Вильнюс и русские города)

2.Положение земель Литовской Руси более выгодное, чем Московской, они были дальше от Золотой Орды и не платили дань.

3.Обе цивилизации взаимодействуя, обогащают друг друга. Общая черта – стремление к независимости

Ответ 2 группы.

Литовское государство разными способами расширяло свою территорию. Ведущую роль сыграли князья Гедимин и Ольгерд. К 14 в. в Литву входили русские княжества западных и южных земель. Это сказалось на развитие обоих народов: они совместно боролись против общих врагов на западе и на востоке. Это считалось возрождение Древнерусского государства: язык государственным был древнерусский, жили по законам «Русской правды», православие было господствующей религией. А литовские племена быстрее стали развиваться на ступени цивилизации.

Развивались и русские территории: начинают формироваться белорусская и украинская народности. Отрицательным моментом было разделение некогда единого государства между другими.

Ответ 3 группы.

В к. 14 в. Литва заключает с Польшей Кревскую унию (союз) последствия унии таковы:

1.Меняется вера на католическую

2.Государственным языком становится польский

3.смена государственного строя на основе Польских законов.

4.свободные общинники превращаются в зависимых крестьян

5.Меняются народные традиции и обычаи под влиянием католичества

 

Существование Великого княжества Литовского и Русского положительно повлияло на историческую судьбу нашей страны, т.к. это спасло часть земель от постоянных набегов ордынцев, сохранились достижения этих народов. Заложили основы для дружбы между ними. Но с другой стороны, они постоянно боролись друг с другом за первенство в деле объединения русских земель.

Слушают и дополняют

Заполняют таблицу по сообщениям других групп

Сравнивают, исправляют ошибки, дополняют

 

Этап применения новых знаний – 5 мин.

 

Как же мы ответим на наш проблемный вопрос

Формулируют ответ на проблему:

 К 14 в. Литовское княжество объединяло множество русских земель, которые во многом определяли деятельность этого государство. Многие считали, что произошло объединение древнего государства.

Записывают его в тетради

 

 

Почему, именно в это время идет активное формирование трех братских народов: русских в Московской Руси и украинцев с белорусами в Литовском княжестве?

Ответ: оказавшись разобщенным древнерусский народ под влиянием других народов, распадается на три

отдельные братские народности – русские, белорусы, украинцы.

Умение по другому посмотреть на полученные знания

 

Этап рефлексии – 2 мин.

 

А теперь пришло время подумать, как каждый работал на уроке.

Возьмите листочки и допишите предложения с помощью подсказки  на экране

Заполняют листочки

1.На уроке я работал                           активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                 коротким / длинным

4.За урок я                                             не устал / устал

5.Мое настроение                                стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                 понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

 

 

 

Домашнее задание

§ 16, в рабочей тетради делать те задания, которые в классе не успели.

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 


Открытый урок истории в 6 классе

Открытый урок истории в 6 классе

Тема урока: Великое княжество

Тема урока: Великое княжество

Деятельность учителяДеятельность обучающихся

Деятельность учителяДеятельность обучающихся

Давайте определим пути решения проблемы

Давайте определим пути решения проблемы

Помощь группам в работе.Выполняют задания, работая с картой и текстом параграфа

Помощь группам в работе.Выполняют задания, работая с картой и текстом параграфа

Русской правды», православие было господствующей религией

Русской правды», православие было господствующей религией

Но с другой стороны, они постоянно боролись друг с другом за первенство в деле объединения русских земель

Но с другой стороны, они постоянно боролись друг с другом за первенство в деле объединения русских земель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2023