Тема урока: Закон сохранения массы веществ.
Оценка 4.9

Тема урока: Закон сохранения массы веществ.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
29.04.2023
Тема урока: Закон сохранения массы веществ.
Ознакомить учащихся с законом сохранения массы веществ; объяснить на его основе положение атомно-молекулярного учения о сохранении атомов при химических превращениях. Экспериментально доказать закон сохранения массы веществ. Познакомить учащихся с исторической справкой - открытия закона сохранения массы веществ. Показать значение открытия закона.
Конспект урока- Закон сохранения массы.docx

Дмитриченко Л.В.

МБОУ «Новоазовская школа №2»

учитель химии

Урок

Класс: 8

Тема урока: Закон сохранения массы веществ.

Цели урока:

Образовательные.

 Ознакомить учащихся с законом сохранения массы веществ; объяснить на его основе положение атомно-молекулярного учения о сохранении атомов при химических превращениях.

Экспериментально доказать  закон сохранения массы веществ. 

Познакомить учащихся с исторической справкой - открытия закона сохранения массы веществ. Показать значение открытия закона.

Развивающие.

Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы; развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку;

способствовать развитию познавательной активности учащихся (мотивированный интерес к учёбе);

развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;

развивать умение применять закон сохранения массы веществ для решения расчётных  задач;

развивать исследовательские умения, умения работать в группах.

Воспитательные.

Формировать у учащихся понятие о единстве всего мира; прививать интерес к изучаемой теме, предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесно-наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах, дифференцированная (самостоятельная работа по заданиям разного уровня сложности).

Оборудование: прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, реактивы, портреты учёных.

Ожидаемый результат:

Ученик:

·     даёт определение закону сохранения массы веществ, знает его суть;

·     рассчитывает массу вещества (продукта или реагента), используя закон сохранения массы веществ.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Несмотря на то, что вы изучаете химию недавно, уже многое успели узнать.

Фронтальный опрос

1. Какие явления могут происходить с веществами? (физические и химические)

2. Какие явления называются химическими?

( Явления, при которых одни вещества превращаются в другие)

3. Как ещё можно назвать химические явления?

( Химическое явление – это и есть химическая реакция.)

Важнейшим предметом изучения химии является химическая реакция.

4. Как называют вещества, вступающие в химическую реакцию?

(Реагенты, или исходные вещества)

5. Как называют вещества, которые образуются при протекании химической реакции?

(Продуктами реакции, или конечными веществами)

Схема химической реакции: Реагенты →Продукты реакции

6. По каким признакам можно судить о том, что произошла химическая реакция?

(Химические реакции сопровождаются  внешними эффектами:

изменение цвета, выделение газа, образование или исчезновение осадка, появление или исчезновение запаха, выделение или поглощение теплоты, появление пламени, иногда – свечение, излучение света, возникновение электричества )

7. Как обозначают  состав вещества?

(с помощью  хим. формул

Хим. формула – это условная запись состава вещества с помощью хим. знаков и индексов.)

III. Мотивация учебной деятельности. Этап постановки проблемы, определение темы и цели урока (построение проекта проверки гипотезы), её значимости в химической науке.

Модельная схема разложения воды

(На доске представлена Модель хим. реакции разложения воды под действием электрического тока.

Атомы обозначены кружочками разного цвета и размера.

Атомы Кислорода – красным цветом, атомы Водорода – белым.)

(Построение цепочки из логических рассуждений)

1. Изменяются ли молекулы вещества при протекании химической  реакции.

То есть, образуются ли из одних веществ, другие?           ( Да)

2. Изменяется ли число атомов до и после реакции?        (Нет)

(число атомов до и после реакции остаётся неизменным, в химических реакциях атомы не создаются вновь и не разрушаются, т.е. сколько атомов каждого элемента  было до реакции, столько же осталось после её завершения)

3. Что происходит с атомами в ходе химической реакции, судя по данной схеме.

(происходит перегруппировка атомов, т.е. разрушаются связи, существующие между атомами, и образуются новые.)

Суть химической реакции – перегруппировка атомов элементов вследствие чего  происходит образование новых веществ.

4.Имеют ли атомы массу?      (Да)

Проблемный вопрос:

Изменится ли общая масса веществ до и после реакции?

(предполагаемый ответ: масса веществ до и после реакции не изменяется).

На основании наших наблюдений мы сделали определённые выводы. 

Такое теоретическое предположение в науке называют Гипотезой.

Гипотеза – это  предположение, которое требует доказательства.

Когда гипотеза подтверждается практически, экспериментально, тогда она стаёт Законом.

Зна­чит, ги­по­те­за ни­ко­гда не ста­нет за­ко­ном, если её не под­твер­дить экс­пе­ри­мен­таль­но.

Ещё Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем 1000 мнений, рожденных лишь воображением».

Тема нашего урока: «Закон сохранения массы веществ».

Сегодня на уроке перед нами задача – открыть для себя один из важнейших законов природы, науки. Вы попробуете себя в роли теоретиков и частично практиков, решая несложные упражнения и задачи.

IV. Изучение нового материала.

Давайте совершим небольшое путешествие в историю.

         1. История открытия закона.

Учитель: В 1673 году английский учёный  Роберт Бойль провёл опыт: он взвесил запаянную реторту с порошком металла, длительное время нагревал её, потом охладил до комнатной температуры, вскрыл реторту и снова взвесил. Вес реторты с содержимым увеличился.

Вот что записал учёный после одного из своих опытов:

«После двух часов нагревания был открыт запаянный кончик реторты, причём в неё ворвался с шумом наружный воздух. По нашему наблюдению при этой операции была значительная прибыль в весе …»

На основании чего Р. Бойль делает вывод, что масса прокалённого металла увеличивается за счёт соединения металла с «огненной силой», которая проникает через стенки реторты. Такие частицы «огненной силы» в то время называли флогистонами. (считал, что через стенки сосуда проникал «флогистон»)

Однако,  согласно наших теоретических рассуждений масса веществ до реакции и после реакции должна быть неизменной!

 

ТАК КТО ОШИБАЕТСЯ? Мы или Р. Бойль?

      Что нам остаётся сделать?

- Провести собственный эксперимент!

Демонстрация.

Возьмём  стаканчик с раствором сульфата меди (II) и стаканчик с раствором гидроксида натрия, поставим  их на весы и запишем вес. После этого сольём растворы  и снова всё взвесим.

         Учитель:

- Назовите признак данной реакции?

- О чём свидетельствует данный признак реакции?

(прошла хим. реакция и  образовались  новые  вещества).

Наблюдение: Равновесие весов не нарушается!

Вывод: Мы правы! Это уже ЗАКОН.

Учитель: Мы открыли для себя один из важнейших законов природы о сохранении массы вещества во время протекания химических реакций.

Открытие М.В.Ломоносова

Русский учёный М.В. Ломоносов, тоже имел сомнения относительно справедливости опытов Р. Бойля.

В от­ли­чие от Р. Бойля, про­ка­ли­вал ме­тал­лы не на от­кры­том воз­ду­хе, а в за­па­ян­ных ре­тор­тах и взве­ши­вал их до и после про­ка­ли­ва­ния.

 Он до­ка­зал, что масса ве­ществ до и после ре­ак­ции оста­ет­ся неиз­мен­ной и что при про­ка­ли­ва­нии к ме­тал­лу при­со­еди­ня­ет­ся воз­дух (кис­ло­род в то время не был еще от­крыт).

Почти 100 лет спустя Ломоносов скажет: «Мнение славного Роберта Бойля ложно».

 Ломоносов называет свой закон – Закон сохранения массы веществ, который был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году.

Тот факт, что атомы имеют постоянную массу, и обусловливает сохранение массы вещества.

В 1748 годуЛомоносов писал: «Все перемены, в натуре  случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько  присовокупится к другому, так  ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте...». 

Открытие Антуана Лорана Лавуазье.

Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных ретортах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.

          Лавуазье писал: «Масса никогда не образуется и не исчезает, а только переходит от одного вещества к другому». «Элементы не появляются и не исчезают, а происходит только их перегруппировка».

Именно он разгадал тайну горения и дыхания. И открыл, что при прокаливании металла принимает участие кислород.

Таким об­ра­зом, неза­ви­си­мо друг от друга, М.В. Ло­мо­но­сов и А. Ла­ву­а­зье под­твер­ди­ли спра­вед­ли­вость пред­по­ло­же­ния о со­хра­не­нии массы ве­ществ в ре­зуль­та­те хи­ми­че­ской ре­ак­ции.

Современная формулировка закона:

Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

2. Применение закона сохранения массы веществ, его значение.

·        открытие закона нанесло серьёзный удар по теории флогистона.

·        Подтверждает мысль, что атомы не исчезают бесследно и не возникают из ничего.

Следствие из закона: «Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Наука не знает ни одного случая, когда бы во время каких-нибудь процессов этот закон нарушался».

·        открытие закона сохранения массы веществ способствовало дальнейшему развитию химической науки, пониманию законов природы; именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки.

·        все  расчёты по химическим реакциям выполняют на его основе;

·        при составлении химических уравнений реакций;

Приём «Ассоциация»

Какие ассоциации у вас возникают со словом Закон?

Овал: Закон
 

 

 

 


( Правила, Порядок, Выполнять, Знать, Конституция)

Люди живут в обществе и выполняют законы, которые записаны в Конституции.

Вопрос: А должен человек выполнять законы природы?

 

Пример:

Сброс неочищенных сточных  вод в реки и озёра свидетельствует о том, что современное общество игнорирует закон сохранения массы.

 

Творческое задание (работа по группам)

Когда завод спускаем промышленные отходы  в озеро, они растворяются в воде и вроде бы исчезают, но на самом деле остаются частью окружающей среды.

Что происходит в этом случае?  (ваши варианты)

( - могут подвергнуться  химическому превращению

- могут остаться без изменений и лежать на дне водоёма

- возникнуть  как токсичные вещества в рыбе или в питьевой воде (не пригодна для употребления в пищу)

- вызвать гибель обитателей водоёма)

Вывод:

Но какова бы ни была их судьба, суммарная масса сброшенных веществ остаётся прежней. Закон сохранения массы напоминает нам, чтов действительности ничто не исчезает бесследно.

И вы это доказали на своих примерах.

Закон сохранения показывает, что человек должен выполнять в природе роль не потребителя, а преобразователя.

Учитель: Предлагаю проверить закон в действии на примере реакции горения серы.

S  + O2  =  SO2

32    32       64         Закон действует!

         Учитель: Закон сохранения массы веществ применяется и для решения задач.

Задача

 Какую массу серы необходимо сжечь в 4 г кислорода, чтобы получить 8 г оксида серы(IV)?

Дано:                                   Решение:

m(O2) = 4 гS  +  O2  =  SO2

m(SO2) = 8 г                 m(S) + m(O2)  = m(SO2)

m(S) – ?                       m(S)  = m(SO2) – m(O2) = 8 г – 4 г = 4 г

Ответ: m(S) = 4 г

V. Закрепление  полученных знаний.

Индивидуальная работа по задания разного уровня сложности.          

VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Фронтальный опрос

- В чём была ошибка Р. Бойля?

(прокаливал металлы не в запаянных сосудах и не учитывал роль воздуха)

- Кем был открыл закон сохранения массы веществ?

- В чём причина выполнения закона?

- Какое следствие вытекает из закона сохранения массы веществ?

- В чём суть химической реакции?

- Где можно применить данный закон?

- Что делает ученый, когда сталкивается с какой-то проблемой?

(Этапы исследовательской деятельности)

Выдвигает гипотезу.

Предлагает пути ее решения.

Выбирает пути ее решения.

Подтверждает экспериментально.

Делает вывод.

 

VII. Рефлексия.

- Как химики познают мир веществ?

Сегодня на уроке…

узнал…                          понял…              понравилось…

 

 

 

 



научился…            интересно…                        поможет…                           

 

VIII. Подведение итогов урока.   Д/з.

1)    Выучить: §19, решить задачу №2 стр.65

2)     Задание: Приведите примеры, как закон сохранения массы вещества действует в:

медицине_____________________________________________

математике__________________________________________

географии____________________________________________

 


 

Дмитриченко Л.В. МБОУ «Новоазовская школа №2» учитель химии

Дмитриченко Л.В. МБОУ «Новоазовская школа №2» учитель химии

М етоды обучения : словесно-наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый

М етоды обучения : словесно-наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый

Химические реакции сопровождаются внешними эффектами: и зменение цвета , в ыделение газа , о бразование или исчезновение осадка , п оявление или исчезновение запаха ,…

Химические реакции сопровождаются внешними эффектами: и зменение цвета , в ыделение газа , о бразование или исчезновение осадка , п оявление или исчезновение запаха ,…

На основании наших наблюдений мы сделали определённые выводы

На основании наших наблюдений мы сделали определённые выводы

ТАК КТО ОШИБАЕТСЯ? Мы или Р. Бойль?

ТАК КТО ОШИБАЕТСЯ? Мы или Р. Бойль?

В 1748 году Ломоносов писал: «Все перемены , в н атуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к…

В 1748 году Ломоносов писал: «Все перемены , в н атуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к…

Приём «Ассоциация» Какие ассоциации у вас возникают со словом

Приём «Ассоциация» Какие ассоциации у вас возникают со словом

Но какова бы ни была их судьба, суммарная масса сброшенных веществ остаётся прежней

Но какова бы ни была их судьба, суммарная масса сброшенных веществ остаётся прежней

Что делает ученый, когда сталкивается с какой-то проблемой? (Этапы исследовательской деятельности)

Что делает ученый, когда сталкивается с какой-то проблемой? (Этапы исследовательской деятельности)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2023