Технологическая карта урока обучения грамоте
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [к], [к’], БУКВА К.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [к], [к’], буквами К, к, развития речи
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать умение находить звуки в словах.
- закреплять умение правильно произносить изученные буквы.
2. Развивающие:
- развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы организации обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- Личностные: самоопределение
- Регулятивные УУД: овладение способами действий: целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками.
- Познавательные УУД: овладение общеучебными универсальными
действиями и логическими универсальными
действиями; умение устанавливать и решать проблемы.
Предметные:
Ученик научится: вычленять звуки из слов, давать им характеристику; читать слоги и слова с изученной буквой;
Средства обучения: Лента букв, тетрадь для печатания, презентация, азбука
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
|
Вид и форма контроля |
|
Деятельность учащихся |
УУД |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока.
|
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
|
Приветствие учащихся. – Долгожданный дан звонок, а девиз у нас каков? – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
|
Фронтальный. Наблюдение учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
11. Актуализация опорных знаний.
|
Фронтальная. Наглядный, словесный. Беседа, игра |
Наш урок начнём с разминки - Вспомним изученный материал: -Скажите,
чем звуки отличаются от букв - На какие 2 группы делятся звуки?
-По каким признакам вы определяете, что звуки гласные? Назовите гласные звуки ([а],[о],[у],,[и],[ы])
- Какие звуки называются согласными?
- На какие большие группы делятся все согласные звуки? Игра «Найди лишнее» а о у н ы с и На магнитной доске выставляются изученные буквы. – Среди гласных выделите лишние буквы. – Какие гласные обозначают твердость предшествующих согласных? – Какие гласные обозначают мягкость согласного в слиянии?
|
-звуки мы слышим и произносим; буквы видим и пишем
- состоят из голоса; при их произнесении воздух выходит свободно, не встречая преград; образуют слог -воздух встречает препятствие на своём пути; состоят из шума и голоса или только из шума; не образуют слог) -звонкие
и глухие, твердые и мягкие Рассматривают буквы, выделяют среди гласных лишние – согласные н, с. – Гласные а, о, ы, у обозначают твердость предшествующих согласных, а буква и – мягкость согласного в слиянии
|
Познавательные УУД: - мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез); осознанное и произвольное речевое высказывание; Регулятивные УУД: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.
|
|
Фронтальный. Устные ответы |
|||||
111. Постановка учебной задачи |
ФронтальнаяСловесный. Слово учителя |
-А сейчас мы с вами должны узнать тему нашего урока. -Я вам предлагаю отгадать загадку, и по отгадке вы узнаете, о какой букве будем говорить.
Длинный тонкий стебелек, Сверху - алый огонек. Не растение, а маяк - Это ярко-красный ...
-Какой последний звук в слове мак? Много ? -Какой предпоследний звук в слове маки? -Кто уже догадался, какая тема нашего урока? -Сформулируйте
цели нашего урока: Познакомимся – Научимся различать – Научимся читать - |
мак
– [к]. -маки Звук [к'].
– (Звуки [к], [к'] и буква Кк.)
|
Личностные: - самоопределение; Познавательные УУД: - мыслительные операции; - поиск и выделение необходимой информации; - самостоятельное выделение и формулирование темы и цели.
|
Фронтальный. Устные ответы |
VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
|
Фронтальная Словесный, наглядный, практический.
Работа
|
-Итак, новые звуки мы выделили, цели поставили. Будем знакомиться с новыми звуками. Исследуем звук [к] и дадим его характеристику. Для этого проведем эксперименты. Первый эксперимент — поем песенку со звуком [к].
Получилась ли песня? Почему? Следим за губами, зубами и языком. Какую преграду встретил воздух? Значит, какой это звук? Первый вывод мы сделали. Он - согласный. Второй эксперимент - кладём ладонь на горлышко и произносим звук. Что заметили? Значит, какой он? Второй вывод мы сделали - он глухой.
-Какой еще этот звук? Какой вывод можем сделать? (звук [к] – согласный, твердый, глухой; -Новые звуки мы охарактеризовали. - Знакомство с буквой К, к. - Звуки [к], [к'] обозначаются буквой К (показ буквы).
– На что похожа буква К? На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит – Буквой К на нас глядит. – Выложите букву К из счетных палочек -Напечатайте букву К в тетради |
Рассматривают схемы-модели слов, обозначающих названия цветов на картинках. – Звуки [к] и [к’] согласные. В слове мак звук твердый, после буквы к нет никаких других букв, а в слове маки – мягкий, так как за к следует гласная и, обозначающая мягкость согласного |
Познавательные УУД: - мыслительные операции; - выдвигают гипотезы и обосновывают их; - поиск и выделение необходимой информации; - установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности. Коммуникативные УУД: - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. |
Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
|
|
|
|
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
|
Физкультминутка
|
Коллективная. Практический |
Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг- скок, прыг- скок. Сели , травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише , высоко, Прыгать на носках легко.
|
|
|
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Закрепление |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Объяснение, чтение |
– Рассмотрите слоги. – Какая первая буква во всех слогах? – Буква к может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги ка, ко, ку надо произносить твердо |
Рассматривают слоги. – Первая буква к.
Слушают объяснение учителя и смотрят на слоги. Хором читают слоги.
|
Познавательные УУД: - извлечение из предметного текста необходимой информации; - использование знако-символических средств; - осознанное и произвольное речевые высказывания; Коммуникативные УУД: - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.
|
Коллективный. Чтение слогов, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ки надо произносить мягко. – Посмотрите на слова (кони, кино). Что обозначает сплошная вертикальная прямая? |
– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов |
|
|
5. Работа над выразительностью речи.
|
Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, беседа, рассказ |
– Посмотрите на текст, какие знаки препинания вы видите? –
Как нужно читать слова – Прочитайте выразительно текст, соблюдая необходимую интонацию. – Что изображено на картинке? Составьте рассказ |
– Вопросительный знак, точка, восклицательный знак. Отвечают на вопрос учителя. Выразительно читают текст. Рассматривают картинку и составляют по ней рассказ |
Регулятивные УУД: - контроль; - коррекция; - оценка; Коммуникативные УУД: - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации; - постановка вопросов. Личностные УУД: - самоопределение к деятельности;
|
Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы |
6. Включение в систему знаний и повторение
7. Рефлексия деятельности
|
Индивидуальный. Словесный, практический. Беседа, рассказ |
– Что вы знаете о сельскохозяйственных работах? Расскажите, опираясь на собственные наблюдения - Рассмотрите иллюстрацию на странице 48. Из
какой сказки персонажи? («Кот в сапогах».) - А как кот обратился к людям, которые косили луг? Как можно назвать людей с косами? (косари) Есть ли в слове косари наш новый звук? Где он стоит? (да, в начале) Давайте составим предложение со словом косари. - Найдите на рисунке предметы, названия которых имеют несколько значений (коса).
Работа с пословицами: - Прочитайте первую пословицу. (“Каков мастер, такова и работа”). - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - В какой позиции слова находится буква к? (в начале и в середине слова) - Найдите слоги-слияния в пословице и назовите их. (Ка, ко, ко).
- Прочитайте вторую пословицу. (“Корень учения горек, а плод сладок”). -
Найдите в словах слоги-слияния со звуком [к] и охарактеризуйте звуки ( ко —
[к] — твёрдый, глухой). - Когда мы сможем её употребить в речи? (Когда закончится сказка.)
- Давайте проверим ваши знания, полученные на этом уроке, (Если согласны с утверждением, показываем зеленую карточку, если не согласны с утверждением - показываем красную карточку, если затрудняетесь ответить, то показываете синюю карточку). 1. Буква «К» обозначает согласный звук. 2. Буква «К» может обозначать два звука: твёрдый и мягкий звук. 3. В слове Кот буква «К» обозначает твёрдый звук и стоит в начале слова. 4. В слове Никита только одна буква «К» и твердый звук [к]. 5. Слово коса имеет только одно значение. Умнички! Вы выиграли! Молодцы!
- Наш урок подходит к концу. - Оцените свою работу на уроке, и мы заполним “Дерево успеха” соответствующими листочками: - Если вы довольны своей работой и вам было интересно – поднимите зеленый листочек и передайте мне его; - Если вы затруднялись в выполнении задания или что-то осталось непонятным и вы не очень довольны собой - поднимите желтый листочек и отдайте мне его; - Если вам было сложно, задания оказались трудными для вас, на уроке вам было скучно, вам было не интересно - поднимите красный листочек и передайте его мне. |
Составляют рассказ, опираясь на свой жизненный опыт |
Регулятивные УУД: - контроль; - коррекция; - оценка; Коммуникативные УУД: - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации; - постановка вопросов. Личностные УУД: - самоопределение к деятельности;
|
Индивидуальный. Рассказ, устные ответы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.