Тема "Устное народное творчество как средство развития речи детей 4-5 лет».

  • Документация
  • docx
  • 03.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План по самообразованию воспитателя. Тема "Устное народное творчество как средство развития речи детей 4-5 лет».
Иконка файла материала саморазв.docx

МБДОУ детский сад «Калейдоскоп» г. Данилова Яросл.обл.

 

 

 

 

План работы по самообразованию

 

 

 

Кукушкина Екатерина Владимировна

 

Стаж работы 28 лет    1 кв. категория

 

 

Тема  "Устное народное творчество как средство развития речи детей 4-5 лет»

 

2020-2021 уч.год

Дети 4-5 лет

 

 

 

 

 

Тема  "Устное народное творчество как средство развития речи детей 4-5 лет».

 

Цель работы:

развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества,  повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

 

Задачи:

1.        Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования.

2.        Разработать перспективный план работы с детьми

3.        Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года, на основании которого педагог выбирает тему по самообразованию

4.        Внести дополнения в РППС

 

Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:

·        Знакомить детей с окружающим миром – природой  с укладом жизни и быта русского народа.

·        Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

·        Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

·        Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы

 

С детьми

С педагогами

С родителями

 

сентябрь

 

 

Потешки

•          Продолжить знакомить детей с потешками, рассказы для чего их используют в жизни.

•          Заучить потешку наизусть (проговаривать слова потешки вместе с воспитателем).

•          Слушание песенок – потешек. Игра – хоровод: «Заинька попляши».

•          Дидактическая игра: «Узнай потешку».

•          Применять потешки в режимных моментах (проговаривать вместе).

•          Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

•          Пополнение  картотеки потешек для работы с детьми.

 

Доклад «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». 

Консультация для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»

 

 

 

Октябрь

 

 

Прибаутки      считалки

  • «Веселые считалки» - познакомить с понятием «считалка».
  • Заучить считалку наизусть: «Раз, два, три, четыре, пять». Беседа на основе последнего материала.
  • Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».
  • Создание картотеки считалок.
  • В подвижных играх водящего выбирать при помощи считалки.

 

Буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»

 

ноябрь

 

«Загадки» - книга с загадками и иллюстрациями.

  • Продолжить знакомить детей с загадками, дать представление о загадках, развивать ритмичную речь, умение работать в коллективе.
  • Изготовление картотеки загадок.

·         Досуг «Вечер загадок об осени»

Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

·         Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

·         Семейная выставка рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку»

 

декабрь

 

 

 

 

 

Пословицы и поговорки

  • Познакомить детей с понятиями: пословица и поговорка, почему мы так говорим, развивать ритмичную речь.
  • Разучивание пословиц и поговорок с детьми.
  • Изготовление картотеки поговорок для детей.

 

 Обзор в интернете информации по теме.

Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».

 

Январь

 

Русские народные сказки

  • Чтение детям русских народных сказок: учить понимать образное содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев, учить внимательно слушать, запоминать интонацию, воспроизводить слова и фразы из текста.
  • НОД  по  развитию  речи  «Кот, петух и лиса».
  • Просмотр мультфильмов, кукольного театра по мотивам русских народных сказок.
  • Прослушивание аудиозаписей сказок. Учить обыгрывать знания сказки (игры – драматизации).

·         Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

·         Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).

 Консультация «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»

 

-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.

Беседа «Читайте детям сказки…»

 

 

 

 

 

февраль

 

Колыбельные песни

·         Рассказать о значении колыбельной песни в народе.

·         Прослушивание колыбельных песен

·         Использование имитационных приемов «значение младенца».

·         Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай».

Создание фонотеки  с колыбельными песнями.

 

Показ презентации «Роль народного творчества в жизни детей»

Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные».

 

март

 

Русские народные игры и хороводы

  • Познакомить детей с русскими народными хороводами.
  • Рассказать детям для чего применяли хороводы в быту.
  • Побеседовать с детьми: «Во что играли наши бабушки и дедушки».
  • Разучивание хороводов: «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Золотые ворота».

Поем песенку: «Заинька» с использованием танцевальных движений.

·         Развлечение «Широкая

Масленица».

  • Изготовление атрибутов, масок.
  • Пополнить уголок ряженья 

Буклет  «Народные игры как средство развития речи детей».

 

Консультация «Не забывайте народные игры».

 

 

апрель

 

Театрализованные игры Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

·         Изготовление лепбука «Театр дошкольникам»

·         Пополнить театральный уголок новыми персонажами

Мастер-класс по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков).

 

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

 

 

май

 

-Игры- драматизации по знакомым сказкам.

-Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

Родительское собрание 

-Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Рекомендации  по закреплению речевых навыков у детей на летний период

 

 

 

 

Самореализация

сентябрь

-Изучить тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Ознакомиться с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.

-Создать картотеку потешек для работы с детьми.

-Провести консультацию для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»

-Подготовить доклад на тему  «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». 

Октябрь

-Изучить  тему: «Использование фольклора в работе с детьми».

- Создать  картотеку считалок

-Выполнить буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

-Провести анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»

Ноябрь

 -Изучить  тему:« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

-Создать картотеку загадок.

-Подготовить консультацию для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

 -Провести консультацию для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

-Провести семейную выставку рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку».

Декабрь

-Изготовить  картотеку поговорок для детей.

-Подготовить консультацию для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».

Январь

-Изучить тему «Роль сказки в воспитании детей».

-Создать библиотеку красочных книг с русскими народными сказками.

-Подготовить консультацию для педагогов «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»

-Провести консультацию для родителей  «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

-Провести беседу с родителями  «Читайте детям сказки…»

февраль

-Создать фонотеку  с колыбельными песнями

-Показать презентацию для педагогов «Роль народного творчества в жизни детей»

-Подготовить консультацию для родителей «Пойте своим детям колыбельные».

Март

-Изготовить  буклет «Народные игры как средство развития речи детей».

-Провести консультацию для родителей «Не забывайте народные игры».

-Изготовить  атрибуты, маски.

-Пополнить уголок ряженья 

Апрель

-Изучить тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Провести мастер-класс для педагогов по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков).

-Провести «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

 

май

-Подготовить отчёт о проделанной работе перед педагогами.

-Выступить на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования».

-Подготовить презентацию для родителей «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

-Разработать рекомендации родителям  по закреплению речевых навыков у детей на летний период

 

Используемая литература:

 

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Журналы «Дошкольное воспитание».

8. Журналы «Ребёнок в детском саду».

9. Ресурсы интернета.

 

 

 


 

Посмотрите также