Тема: Знакомство с эпистолярным жанром.
« Поздравительное письмо Президенту страны».
Цели: воспитывать любовь и уважение к своей стране, к ее законам, символам; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны; познакомить с эпистолярным жанром; учить умению составлять личное послание; обучать созданию текстов в форме письма; способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связной, литературно грамотной речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды; поздравительные листы для написания письма; макет почтового ящика; российские флажки; карточки-опоры; плакат «С новым годом!»; два больших конверта; почтовые конверты для учащихся; на доске — большие и малые конверты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе,
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
1. Вводная беседа.
Эпиграф к уроку:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлёва.
Уже давно прошло время, когда единственным способом сообщения были письма. Мы живём в 21 веке – веке научно-технического прогресса! Но мы же не перестали читать книги, когда в наших домах появились телевизоры! Вот и сейчас не стоит думать, что телефонные разговоры и электронная почта смогут заменить письма.
Писать письма – это своего рода искусство, которое требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами голая фраза. Поэтому надо быть осторожными при выборе слов, ведь они могут не только сделать человека счастливым, но и сильно ранить. Нужно писать письма, которые бы радовали, соединяли людей, помогали перенести разлуку.
Да, электронные послания, сотовая связь, телеграф постепенно заменяют все виды переписки. Быстро? Да! Удобно? Конечно! Но… часто наспех, кое – как, не от души, с ошибками набора текста. А я до сих пор жду в почтовом ящике письма, открытки, которые храню и перечитываю. Зачем? Попробую объяснить. Стремительность жизни, её темп «украли», на мой взгляд, душевность, отзывчивость, теплоту души. А ведь всё это присуще письмам. Раньше письма писали часто. Любому человеку и во все времена было приятно получить письмо. Еще в Древнем Египте люди писали письма и отправляли гонцов, чтобы их доставить. Писали тогда, правда, на папирусе, который туго наматывался на специальную палку. Вместо бумаги использовали камень, бересту, папирус, пергамент. Со временем технический прогресс позволил нам получать и отправлять письма намного быстрее. С тех пор и писать и передавать письма стало гораздо проще. Так в 19 веке появилась почта и первые почтовые ящики. Спустя несколько лет – почтовые марки. С тех пор мало что изменилось, а вот письма писать мы стали редко. Не знаем, как начать, как продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. Письма... Послания похожи на людей. Они могут быть добрыми или злыми, сердечными или причиняющими боль, любовными или деловыми... В письмах раскрывается душа человека. Все люди любят получать письма. Их всегда ждёшь, а получив, отвечаешь. И пишешь так, чтобы читая его вслух, вашему адресату не было стыдно за его слог.
II. Сообщение темы урока.
Открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы сегодня будем учиться писать письма, узнаем, кто такие адресат и адресант и какие бывают письма.
У меня в руках два конверта. Взгляните, какой конверт нужно выбрать, чтобы отправить письмо? (Конверт с маркой.)
Маркой «оплачивается» путешествие письма.
По почте еще можно отправлять открытки, посылки, бандероли, почтовые переводы.
Отгадайте загадки:
Почту — письма и журналы —
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом!
(Почтальон)
Домик синий из жести,
А жильцы в нем — вести.
(Почтовый ящик)
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
(Письмо)
Схема.
Письма
деловые официальные личные
эпистолярный жанр
Письма бывают деловые, официальные, личные.
Все эти письма относятся к эпистолярному жанру. Греческое слово epistle переводится на русский язык как «послание», «письмо». Отсюда и название — эпистолярный жанр. Обычно письмо пишут на листах бумаги, поэтому сегодня у нас на столах красочные поздравительные листы. Письма бывают поздравительные, благодарственные, сообщения.
В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?
А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
Какой праздник наша страна отмечает в ночь с 31 декабря на 1 января? (Новый год.)
Сегодня на уроке я вам предлагаю написать поздравительное письмо Президенту страны.
Тема урока. Поздравительное письмо Президенту страны
III. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
( в тетрадях и на доске учащиеся записывают слова на тему «Письмо»).
Конверт, корреспонденция, карандаш, авторучка, штемпель, почтальон, адрес, открытка, здравствуй, до свидания, привет, извините, уважаемый, спасибо, благодарю.
2 . Работа со словарём.
Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.
Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.
Словарь иностранных слов Л.П.Крысина
3 . Работа с текстом.
Прочитайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество».
(На партах у учеников — распечатка текста.)
Наше Отечество
Наше Отечество, наша Родина — матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью — потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов...
О какой стране говорит писатель? (О России.)
Обратите внимание, как озаглавлен текст. Какое другое слово, близкое по значению, можно было бы использовать в качестве заглавия? (Родина.)
Почему Россию мы называем Родиной?
В каком государстве мы живем? (В Российской Федерации.)
Назовите столицу нашего государства. (Москва.)
У каждой страны есть человек, который ею управляет.
Как называется должность такого человека? (Президент.)
Как зовут нашего Президента? (Владимир Владимирович Путин.)
Что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся.)
Президент
РФ является главой государства, он живет в Москве и работает в
Кремле.
Президент
руководит нашей великой страной, ведет переговоры и подписывает
международные договоры РФ.
Президент заботится о многих различных сторонах повседневной жизни людей.
Президент
издает указы и распоряжения, сплачивает и вдохновляет всю нашу
нацию.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ.
Президент избирается гражданами РФ.
Президент как глава государства представляет Россию за ее пределами.
Он заботится о процветании России.
Президент — патриот нашей Родины.
Президент знает, что происходит в нашей огромной и необъятной стране.
Посмотрите на карту России. Как велика наша Родина! Это самая большая страна: от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Мы все россияне! Мы — это русские, белорусы, украинцы, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов. В состав Российской Федерации входят 89 субъектов РФ.
Субъекты Российской Федерациии
21 республика
6 краев
49 областей
1 автономная область
10 автономных округов
2 города федерального значения
Автономия — самостоятельная жизнь в области, где жители имеют право принимать свои законы. В Российской Федерации одна автономная область — Еврейская.
Федерация — разновидность государственной автономии, где жители располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. В Федерации действуют единые органы власти, единая Конституция; Федерация имеет свои герб и флаг. Наша страна тоже имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Слайд №15
Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Богомазова.
Мир — это главное
слово на свете,
Мир нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем на свете!
Какое главное слово на свете?
Кому нужен мир?
Как вы думаете, что нужно сделать Президенту, чтобы всем жителям государства жилось спокойно и хорошо? (Президенту нужно сделать так, чтобы в стране не было войны; призывать всех людей к хорошим взаимоотношениям; думать о счастье людей, об их спокойствии, заботиться об их достойной жизни; любить людей и делать для них добро; быть преданным своему народу, учитывать его интересы, жить в мире.
IV. Физкультминутка
V. Подготовительная работа к написанию письма Президенту.
Когда человек получает письмо, то первое на что он обращает внимание, так это на его аккуратность, почерк, расположение абзацев и на другие тонкости, которые могут показать, как автор письма относится к получателю. Понятно, что когда оно с помарками, исправлениями, с очень большими полями или без них, без даты и без подписи, то отправитель не отнесся к получателю с должным уважением. Поэтому даже когда письмо еще не прочитано, оно уже может сказать о многом. Отсюда вывод: чтобы произвести хорошее впечатление, письмо должно быть правильно оформлено.
Существуют некоторые требования к тому, как оформить письмо.
Письмо может иметь следующие части:
Письмо Президенту |
|
Части
текста |
Примеры |
Обращение |
Господин Президент |
Поздравление |
Поздравляю Вас с праздником... |
Пожелание, |
Желаю
успехов в работе на |
Прощание |
До свидания, Владимир Владимирович |
Подпись |
Ученик(ца) 3 «Б» класса... |
Дата
и место |
7
декабря 2015 года |
Правила оформления:
1.
Первая часть письма – обращение пишется с новой строки, содержит имя
получателя, а если письмо официальное, то и фамилию. После обращения ставится
либо запятая, либо точка, либо восклицательный знак.
2. Текст письма, естественно, начинается с красной строки и с
заглавной буквы. Справа и слева, сверху и снизу должны быть поля, конечно, в
пределах разумного. Писать следует разборчиво и аккуратно. Части письма,
которые логически закончены, нужно оформлять в абзацы. Также необходимо
соблюдать расстояние между абзацами и строчками
3. Заключительную форму вежливости следует писать в правом
нижнем углу. Если письмо деловое или официальное, то подписаться можно так - “с
уважением” или “с почтением”. Если же письмо родственнику или другу, то
существует очень много вариантов того, как закончить письмо, например:
«искренне Ваш (твой)», «Твой или Ваш», «Целую» и т.д.
4. Также в нижнем углу справа лучше поставить и дату.
5. Дату не нужно обозначать только цифрами, т.к., например, в
Англии первая цифра обозначает число, а США – месяц. Поэтому лучше писать так:
7 декабря 2015 года.
6. Осталось оформить конверт. Адрес получателя пишется в
правом нижнем углу, и начинать надо с «кому», а потом уже писать «куда». В
правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в
какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении
есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.
Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
А адрес отправителя пишется соответственно в верхнем левом углу. Здесь заполняется
строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс
почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего
рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
Какие слова вы используете, если нужно обратиться к Президенту страны? Можем ли мы написать ему: любимый, дорогой, родной, милый? (Нет.)
Верно. С такими словами можно обращаться только к близким людям: родителям, родственникам, другу, подруге.
Например: Дорогой папа! Родная сестренка! Любимая бабушка!
Для обращения к Президенту лучше использовать следующие слова:
Слова приветствия: |
Уважаемый господин Президент! Владимир Владимирович! |
|
|
Слова |
До
свидания... |
В первой части письма официальному лицу мы напишем поздравительные слова: С наступающим новым годом!
Во
второй части выразим пожелания лично ему. Здесь вы можете в доброжелательной
форме высказать просьбы, советы, предложения по улучшению жизни в нашей
стране.
В заключительной части мы напишем слова прощания.
Можно написать и такие слова прощания: «Всего доброго!»
VI. Словарно-орфографическая работа.
Объясните правописание этих слов:
Господин Президент, поздравлять, праздник, желать, работа, Родина, до свидания, ученик, класс, ноябрь, ст. Сторожевая - 2.
Найдите
обращение. Каким знаком препинания выделяется обращение на письме?
Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая.
VII. Самостоятельная работа.
Можете приступить к написанию поздравительного письма Президенту.
Пишите аккуратно и разборчиво.
Проверьте написанное вами письмо по памятке.
VIII. Самопроверка
Памятка «Самопроверка»
1. Читай медленно по одному предложению. Вникай в смысл каждого слова.
2. Проверь, правильно ли определены границы предложений.
Начало предложения пиши с заглавной буквы.
В конце предложения ставь точку.
3. Найди слова, написание которых нужно проверить.
Подбирай проверочные слова.
4. Обозначь обращение запятой.
Кто хочет прочитать свое письмо Президенту?
Внимательно слушайте и оценивайте, есть ли в нем смысловые части, которые объединяет общая тема.
Молодцы! Письма получились выразительные, к ним подходят строки из стихотворения американской школьницы Лизы Мариницио.
Ученик читает стихотворение.
Мир во всем мире — мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверие — это по мне,
И мир бесконечный — всей земле!
Написанное письмо нужно вложить в конверт и опустить в почтовый ящик.
IX. Итог урока.
Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И употребляйте в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека.
Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнется, а каждая улыбка - это лучик нашего солнца.
Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!
X. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.