Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».
Оценка 5

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Оценка 5
Разработки уроков
pptx
русский язык
5 кл
12.02.2017
Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
Цель: 1. Подготовить учащихся к художественному описанию картины. 2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. 3. Развивать творческие способности учащихся. 4. Привить интерес к русской природе и искусству, литературе, живописи, музыке. 5. Воспитывать культуру речи, положительное отношение к учебе. 6. Повторить и закрепить умение строить художественное описание, используя лексико-изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Оборудование и материалы: 1. Репродукция картины П.П.Кончаловского « Сирень в корзине». 2. Репродукции других натюрмортов П.П.Кочаловского. 3. Тексты стихотворений Вс.Рождественского, С.Я Маршака. 4. Аудио запись П.И.Чайковского « Фея сирени», С.В.Рахманинова « Сирень» 5. Презентация.Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая». Цель: 1. Подготовить учащихся к художественному описанию картины. 2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. 3. Развивать творческие способности учащихся. 4. Привить интерес к русской природе и искусству, литературе, живописи, музыке. 5. Воспитывать культуру речи, положительное отношение к учебе. 6. Повторить и закрепить умение строить художественное описание, используя лексико-изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Оборудование и материалы: 1. Репродукция картины П.П.Кончаловского « Сирень в корзине». 2. Репродукции других натюрмортов П.П.Кочаловского. 3. Тексты стихотворений Вс.Рождественского, С.Я Маршака. 4. Аудио запись П.И.Чайковского « Фея сирени», С.В.Рахманинова « Сирень» 5. Презентация. Ход урока. 1.Постановка учебной задачи. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. -проверка готовности и настроя к уроку (письменные принадлежности, учебники, тетради) - запись в тетрадях числа, классной работы. 2. Учебная задача. Подготовка к сочинению-описанию 1. Работа со словарями. Определение ЛЗС - Любите ли вы весну? Почему? - Какие растения распускаются именно поздней весной, почти летом? ( черемуха, жасмин, сирень) - Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о сирени. - Скажите, что вы знаете о сирени, что такое сирень? - Она относится к кустарникам или деревьям? - Где мы можем найти наиболее точное ЛЗ данного слова? ( слайд № 1 «ЛЗС сирени в толковом словаре Ушакова») - Сирень – кустарник с интереснейшей историей. Вокруг неё существует множество мифов и легенд. Давайте послушаем одну из множества легенд. ( слайд № 2 Легенда о сирени.) - Прекрасная душистая сирень воспета писателями и поэтами, художниками и композиторами. ( Слайды из презентации «Сирень») - Петр Ильич Чайковский посвятил свою сюиту «Фея Сирени» из сказки-балета «Спящая красавица» этому удивительному растению ,сирень. Давайте послушаем её, попутно записывая свои ощущения от мелодии: - Что вы можете сказать о звучащей мелодии? Какая она? ( нежная, добрая, прекрасная, легкая как сама сирень) 2. Работа с текстом. - А вот как предают свои чувства и эмоции при виде сирени известные поэты. (ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ ВС.РОЖДЕСТВЕНСКОГО И С.Я. МАРШАКА) “Сирень” /поэт Всеволод Рождественский/ “Прогремела гроза, прошумела, Затухая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. . . Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, — Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь, В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.” С. Маршак Счастье Как празднично сад расцветила сирень Лилового, белого цвета. Сегодня особый - сиреневый - день, Начало цветущего лета. За несколько дней разоделись кусты, Недавно раскрывшие листья, В большие и пышные гроздья-цветы, В густые и влажные кисти. И мы вспоминаем, с какой простотой, С какою надеждой и страстью Искали меж звездочек в грозди густой Пятилепестковое "счастье". С тех пор столько раз перед нами цвели Кусты этой щедрой сирени. И если мы счастья еще не нашли, То, может быть, только от лени. - Какими художественно-выразительными средствами языка пользуется В.Рождественский в своем стихотворении, чтобы передать красоту сирени? На партах у каждого лежат таблицы. По ходу урока заполняют ее словами и фразами для передачи цвета, запаха, звуков. эпитеты Метафоры Сравнения Олицетворения Градация СЛАЙД №3 Стихотворение В. Рождественского. ( Эпитеты: «золотые лучи»; «клокастые тучи»; «воздух прохладен и нежен»; «тяжелые грозди на весеннем просторе»; «в легкой капельке, свежей и чистой»; «сверкающий день»; «торжествующе пахнет сирень.» Метафоры: «окунуться в душистое море» ( как море); «ветку тронешь – дождём осыпается мокрая гроздь» ( как дождь). Сравнения: « золотые лучи, словно стрелы»; « встала радуга светлым венцом». Олицетворения: « дремлющий сад». Градация: «Прогремела гроза, прошумела, затухая, грохочет вдали.» ) - Что объединяет поэтов и композиторов, каково их отношение к сирени? ( любовь, восхищение) 3.Опережающее задание. Слово о художнике. Сообщение нового материала. - Необыкновенно любил сирень выдающийся русский, советский художник, мастер театральной декорации. Заслуженный деятель искусств, народный художник, действительный член АХ СССР Кончаловский Петр Петрович . ( Слайд 4 «П.П. Кончаловский ». Биография.) Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) . Русский живописец. Он написал свыше полутора тысяч холстов, около пятисот акварелей, неисчислимое множество рисунков — такого количества хватило бы на большой коллектив художников. В искусстве он был неистощим, писал много и быстро. Пётр Петрович писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пётр Петрович говорит, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». О Петре Кончаловском можно сказать, что он пишет цветы, как музыкант играет гаммы. П. П. Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский», - писал Вс. Иванов. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П. П. Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ,например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу». Объявление темы и цели урока. - При помощи чего П.П.Кончаловский передаёт всю красоту сирени? ( оттенки цветов, краски, мазки…) - Как передают свои чувства поэты и композиторы? ( при помощи слов, звуков) - Мы остановимся подробнее на натюрморте П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая» - Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая». - Цель урока? ( подготовиться к написанию сочинения по картине-натюрморту) Слайд № 11 « Тема и цель». - П.П.Кончаловский является автором большого количества натюрмортов. Что же такое натюрморт? ( слайд № 12. ЛЗС натюрморт.) Работа с терминами. Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине). Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины. Композиция – расположение изображаемого на картине. Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”. Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба. Кончаловский был признанным мастером этого жанра. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это натюрморт. ) 3. Работа с картиной. -Рассмотрим репродукцию картины П.П.Кончаловского « Сирень в корзине.» Почему она называется « Героической»? ( она была написана в 1933 году, тяжелое время для России. Художник хотел нам рассказать о том времени и о надежде, которая никогда не угасает, как и этот букет сирени на его картине. Сирень – символ весны, возрождения, она воспевает саму жизнь) - Нравится ли вам репродукция картины? Почему? - Как художник передал свежесть цветов? - Какую палитру цветов использовал мастер кисти на картине? - Какого цвета сирень в верхней части букета, в нижней? - Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток, листья, цветки? - Наверное, эта сирень очень ароматная, подберите синонимы к этому слову. - Все ли листья освещены одинаково солнцем? Как от степени солнечного освещения меняется их цвет? - Почему сирень в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе? - На каком фоне изображена сирень, почему? - Разделяете ли вы восхищение художника цветами? - Какими словами можно выразить свое отношение к сирени? 4. Диктант для «шпиона». Напишем словарный диктант, данные слова нам пригодятся при написании сочинения. Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть . Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других). Диктант. Бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватый, серебристый оттенок; тяжелые, крупные, пышные гроздья;, зеленые с тоненькими прожилками листья; ароматная, нежная, очаровательная, влажная, чудесная, наслаждаться, любоваться, восхищаться, фиолетовая; словно разноцветное облако; праздник природы. - К какому стилю относится наше сочинение? - К какому типу речи? Как строится описание? ( слайд № 13 Описание как тип речи.) 5. Составление плана - Составим план сочинения. ( слайд № 14 План) I. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта. II. Чудесный букет сирени. 1.Чувства; 2. Сад( звуки сада, запахи сада); 3. Аромат сирени, оттенки сирени, ветки сирени, кисти(грозди) сирени, цветы. III. Впечатление от картины 6. Творческая работа. Самостоятельная работа в группах. Моделирование текста. Я предлагаю вам разделиться на группы по 4-5 человек. А) Словарная работа. Составление таблицы. Автор Гроздья Листья Оттенок Картина Запах Художник, Живописец, П.П.Кончаловский. Тяжелые, крупные, пышные. Темно-зеленые, с прожилками, изумрудные. Голубоватый, серебристый Натюрморт, полотно, репродукция. Пахучая, душистая, ароматная, благоухающая. Б) В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу. На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме. Подумайте в какой части сочинения будет расположен ваш фрагмент. Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить. I группа 1. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Какие его полотна известны? 2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский? 3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает? II группа 1.Что занимает центральное место на картине? 2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета? 3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета? 4. Какими по величине изображены ветки? III группа 1.Какие цвета использует художник для изображения освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени? 2. В чем стоит букет с сиренью? Почему? 3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены? 4. Почему корзина стоит на темном полу? IV группа Работа с сочинением – клише. На картине ______________ изображена __________ сирень. Букет занимает _________ место. Для ______ сирени художник выбирает _______ палитру цветов. В верхней части букета _______ лепестки – звездочки _______ ,_______, _______ цвета. В середине букета сирень ______ ,_______, ______. Пышные гроздья цветов обрамлены листьями. В тени они _______, справа, где света больше, _________. Букет стоит в простой ________ корзине. Фоном для _______ букета служит _______ стена веранды, которая подчеркивает _______ и _______ сирени. Корзина с цветами стоит на _______ полу. Художник кисти писал ________ с любовью, поэтому сирень , как живая, она _______ и дарит нам весеннее настроение. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 7. Озвучивание ответов групп. - Послушаем, какие ответы вы приготовили, они могут стать частью сочинения. - Прослушаем подготовленное сочинение. 8. Словарная работа. Составление таблицы. 9. Итог. Рефлексия. + - Интересно Что понравилось на уроке? Что было непонятно? Что не понравилось? 1.Что показалось интересным, любопытным? 2.О чем хотелось бы узнать поподробней? 10. Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.
Голубева О.Н. док2.pptx

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
ЛЗС  СИРЕНЬ Значение слова Сирень по словарю Д.Н. Ушакова: СИРЕНЬ сирени, мн. нет, ж. 1. Крупный кустарник с большими метёлками лиловых (изредка белых), очень душистых цветов. Обыкновенная сирень. Персидская сирень. 2. Цветок этого кустарника. Букет сирени. Белая сирень. БСЭ Сирень (Syringa), род растений семейства маслиновых. Преимущественно листопадные кустарники или небольшие деревья. Цветки некрупные, душистые, с трубчатым венчиком, собраны в метёлки по 2—8 на концах однолетних побегов прироста прошлого года. Цветёт в апреле — мае (в более южных районах), мае — июне (в более северных).

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
ЛЕГЕНДА О СИРЕНИ.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
Сирень Всеволод Рождественский   Прогремела гроза, прошумела, Затухая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. . . Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, — Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно­лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем  лепестковым Осыпается мокрая гроздь,  В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
КОНЧАЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1876 - 1956)

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
«Сирень в ведре» 1943.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
«Сирень в вазе на окне » 1952г

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
«Сирень в кошёлке на полу» 1955

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
1951 ГОД «СИРЕНЬ».

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
 Сирень в корзине ("Героическая"). 1933. Х.М.  79x104. ГТГ, Москва.     «Сирень в корзине» ("Героическая"). 1933. Х.М. 79x104. ГТГ, Москва.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
УРОК Р/Р. « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ П.П.КОНЧАЛОВСКОГО « СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ «. « ГЕРОИЧЕСКАЯ». Цели: 1. Подготовка в написанию  сочинения. 2.Научиться строить   художественное описание,  используя лексико­ изобразительные средства. 3. Воспитывать культуру  речи.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”. Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба. Кончаловский был признанным мастером этого жанра. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом  графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это натюрморт.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
ОПИСАНИЕ КАК ТИП РЕЧИ. Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое­либо  явление действительности путем перечисления его постоянных или  одновременно присутствующих признаков или действий (содержание  описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).                       Композиция описания. 1.Зачин – обозначение предмета, общее представление о  предмете. 2. Основная часть – перечисление признаков от более  существенных к менее существенным. 3. Концовка – авторское отношение к предмету, вывод,  заключение.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
ПЛАН I. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта. II. Чудесный букет сирени. 1.Чувства; 2. Сад( звуки сада, запахи сада); 3. Аромат сирени, оттенки сирени, ветки сирени, кисти(грозди) сирени, цветы. III. Впечатление от картины

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
Словарная работа. Автор Гроздья Листья Оттенок Картина Запах Художник, Живописец, П.П.Кончаловс кий. Тяжелые,  крупные,  пышные. Темно­зеленые, с прожилками, изумрудные. Голубоватый,  серебристый Натюрморт,  полотно,  репродук­ ция. Пахучая,  душистая,  ароматная, благо ­  ухающая.

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
Итог. Рефлексия.           +        ­ Что понравилось на  уроке? Что было непонятно? Что не понравилось?                   Интересно 1.Что показалось  интересным, любопытным? 2.О чем хотелось бы узнать  поподробней?

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ «Когда я слушаю  музыку  П.И., я  Чайковского  будто попадаю  в…(я вижу…)»

Тема: « Художественное описание по картине П.П.Кончаловского « Сирень в корзине. Героическая».

Тема:   « Художественное описание по картине  П.П.Кончаловского   « Сирень в корзине. Героическая».
Задание на дом: написать сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017