Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».
Оценка 4.6

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
Взрослым
24.10.2019
Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».
Предмет: обществознание. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию. Задача: формирование гражданских качеств личности, делающих её политически активной в современном обществе , и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основе РФ Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Метод обучения: иллюстративно- словесный; работа с документом, проблемный-поисковый. Форма урока: групповая, индивидуальная
открытый урок по обществознанию.doc
Тема: « Роль права в жизни человека, общества,  государства». 9 класс. Предмет: обществознание. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.,                   Матвеев А.И. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни  общества и государства; способствовать формированию правовой культуры,  закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную  гражданскую позицию. Задача: формирование гражданских  качеств личности, делающих              её  политически активной в современном  обществе , и выстраивать  свою жизнь на основе нормативно­ правовой основе РФ Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Метод обучения: иллюстративно­ словесный;  работа с документом,  проблемный­поисковый. Форма урока: групповая, индивидуальная Оборудование урока:  ­  учебник Боголюбова Л.Н, Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. ­  презентация ­  циклическая анаграмма ­ выдержки из законов царя Хаммурапи и Русской правды Ярослава Мудрого ­  работа с тестами; текстами. I. Мобилизующее начало урока.  Ход урока. ­ Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является  одной из основополагающих в формировании гражданской позиции  каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и  политических убеждений. II. Постановка проблемного вопроса. ­ Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями  Христа, нужны ли были законы?»  СЛАЙД 2 ­ Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего  занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но  уже  опираясь на  услышанное  в ходе урока. ( Ответы учащихся) III. Работа над материалом   урока. ­Сегодня ребята, мы будем говорить о праве, поскольку праву в  жизни отведена большая роль, потому что это одна из ценностей, без  которой жить было бы сложно. 1. Итак, давайте подумаем, как  в обществе можно добиться порядка и справедливости?      (ответы уч­ся). Люди, чтобы жить, нуждаются в чёткой организации своей деятельности. Рассмотрим некоторые сферы жизни людей: Труд – необходимо распределить обязанности, чётко контролировать их выполнение. Территория – порядок необходим для мирного проживания. Семья – нет порядка – нет здоровых ,воспитанных детей, деградирует общество. То есть беспорядок мешал существованию людей, порядок был необходим. Необходимо  было найти такой регулятор поведения, который помог бы людям спокойно договориться,  мирно улаживать конфликты. Так появилось право, функция которого предотвращать  конфликты, а уж если они возникли – помогать их разрешать мирным путём. СЛАЙД 3  Право  – есть необходимость: устанавливает единый порядок отношений  людей в обществе, государстве, в мировом сообществе. СЛАЙД 4.  Право – совокупность общеобязательных норм(правил),охраняемых законом,  устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и  организаций. 2. История возникновения права. Работа с документами. Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в  первобытном обществе Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни?  Обычаями и традициями.  А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы  знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной  земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной  заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и  хранить горсть земли. Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё  сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила  были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге  появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды  законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи  около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право ­ важнейший способ  сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А  такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным  междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали  божественный характер. Учащийся делает доклад (опережающее задание). На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим  отрывки из названных сводов законов.  ­ Перед Вами на листочках написаны статьи из законов Хаммурапи и Русской правды   Определите общие черты законов и различия (ребята определяют сходные и общие черты).  Возможные ответы детей.   Общее и сходное: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое  положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к  уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из  Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение  занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за  убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает,  что законы его имеют божественное происхождение и они вечны. ­ Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно  существовали. Ведь есть документальные доказательства, источники.  Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи  рассуждали так: «Государство ­ это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто  даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую  защиту. В XVIII­XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться  Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами.  Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно.  Закон нужен, прежде всего, слабому против сильного, мирному против вооружённого,  желающему зарабатывать честно против вора, преступника и обманщика. Твёрдые законы ­  это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они  регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество  к развитию. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Другими словами без права  невозможно регулировать жизнь общества и государства.     Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные  способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Закон  вводит жизнь в управляемое русло.  СЛАЙД 5.  3.  Право получило свое название с латинского слова «justitia» (правда, справедливость).  Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело.  Однако слово право может иметь разный смысл. Например, каждый человек имеет право на свободу слова. Что это означает? Ребята поднимают руки. Действительно, это означает, что вы, можете выражать свое мнение по любой теме и  наказывать за это вас просто, не имеют право. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Учащиеся отвечают.  Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство. То есть здесь слово право является  возможностью поведения.   ­ Скажите ребята, какова же роль права в обществе и государстве? /Ответы ребят/. 3. Главное предназначение права выражены в их функциях.  Слайд 6.    Функции права:         ­ регулятивная: регулирует общественные отношения,                                            устанавливая модель поведения их участников.                                        ­ охранительная: защищает, охраняет интересы людей,                                          устанавливает юридическую ответственность.    4.Упражнение    Признаки права. Упражнение « Реконструкция  правового источника»   Слайд 7,  8­9 ­А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве  России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы  наделите право? Для этого закончите предложения.      С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно  справиться со своей задачей. 1. Право выражено в …………нормативно­правовых актах. Правило, записанное в любом  законе, и есть право. 2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в  особом порядке в процессе правотворческой деятельности. 3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность. 4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей. 5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но  действует оно одинаково для всех.   5.Упражнение « Судебное заседание» Слайд 10, 11, 12. Я вам сейчас предлагаю побыть в роли судьи. Вам будут предлагаться  различные сюжеты правонарушений, а вы,  должны определить, какое  решение, возможно, будет вынесено судом, по данному правонарушения. «18­летний Владимир Козлов решил совершить кражу, для реализации  замысла он попросил 12 – летнего Андрея постоять на «карауле»,  пообещав ему за это компьютерный диск». ­ Какое преступление совершил совершеннолетний? Будет ли привлечен к  ответственности Владимир (за что) и Андрей?   Ответ учащихся: Статья  150­Вовлечение несовершеннолетнего в  совершение преступления , Ст. 158 ( кража.) «Неизвестный мужчина Н. позвонил по  телефону на номер 02и  сообщил о том, что в доме по ул. Октябрьской  заложено взрывное  устройство. При проверке дома взрывное устройство обнаружено не  было». Будет ли привлечен мужчина к ответственности ( какой, и за что) Ответ учащегося: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте  терроризма « Двое любителей охоты, получив специальное разрешение, пошли  поохотиться в лес и не заметили , как перешли границу заповедника и на его территории убили животное.»  Ответ учащихся. Статья. 258. п.1.  Незаконная охота  Учащийся 38­й средней школы 15­летний Олег Николаев был привлечен  к административной ответственности за злостное неповиновение  требованиям работника милиции. Будут ли к Олегу применены меры административной ответственности,  предусмотренные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних? 6. Задание « Циклические анаграммы» Слайд 13. ­А теперь перейдем к следующему заданию. В циклических анаграммах  буквы располагаются по кругу. Для решения циклической анаграммы  необходимо найти методом перебора, нужный размер шага (через одну,  две, три буквы). Об этом будет свидетельствовать обнаружение фрагмента  знакомого термина. А затем вы должны будете дать объяснение тому  слову, что здесь зашифровано. Диаграмма на доске. 1 Правосудие. 2. Закон. 7. Тестирование. 1. Право в отличие от других видов социальных норм:  1) регулирует общественную жизнь;          2) устанавливает правила поведения; 3) ограничивает свободу людей;                 4) обеспечивается силой государства. 2. Правоспособность возникает у гражданина: 1) с рождения; 2) с 6 лет; 3) с 14 лет; 4) с 18 лет. 3.Что свойственно любому государству:       1) рыночная экономическая   система    2) стремление расширить свою территорию;       3) гарантия прав и свобод человека;       4) издание правовых норм.       4. Верно ли суждение?  Любое государство выступает гарантом осуществления человеком своих  прав и свобод. 5.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением  одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из  этого ряда: 1.Указ Президента,        2. постановление правительства, 3.Конституция государства,       4. распоряжение министра     5.приказ директора школы. 8.  Впишите вместо пропусков: Регулирование сферы общественных отношений, связанных с устройством  государства и правовым положением человека, осуществляет  ___________________ отрасль права. Регулирование сферы имущественных  отношений осуществляет________________ отрасль права. Регулирование  общественных отношений в сфере государственного управления осуществляет ___________________отрасль права.  9. Заполните таблицу.  Регулируемая сфера Отрасли права  Конституционное  Гражданское  Административное  Трудовое  Семейное  10. Найдите ошибки в тексте. Слайд 14­15. Право ­ совокупность устанавливаемых и не охраняемых государственной  властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право  необходимо для создания единой системы норм, навязываемых членам  общества, обеспечения законами исполнения правовых норм и защиты прав  граждан. Нормы права устанавливаются уполномоченными лицами, они  отражены в официальных бумагах.  11. Впишите вместо пропусков:  В зависимости от характера защищаемого общественного отношения право  подразделяется на _________________ и  ______________.__________________ право защищает государственные  интересы и интересы общества в целом, а __________________ ­ интересы  частного лица как отдельного субъекта.  8.Обсуждение проблемы.   СЛАЙД 16 ­ А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?» ( Ответы учащихся). Вывод: Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества.  Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации  жизни и деятельности  любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым  фундаментом для любого государственного устройства. IV. Итог урока. Домашнее задание  СЛАЙД 17.  ­   Думаю,   что   каждый   из   нас   в   ходе   работы   на   уроке   сделал   для   себя  определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и   вам   предстоит   написать   эссе   на   тему:   «Сущность   права   состоит   в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».                                                                    (Вл. Соловьёв, философ).

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2019