Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Тема : Способы решения задач на движение ,как средство достижения
планируемых результатов по математике.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование
предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих
возможность продолжения образования в основной школе; воспитание
умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных
задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе
обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в
начальной школе, первоначальное овладение математическим языком
являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом
обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Решение текстовых задач, в частности задач на движение, является для
учащихся одним из трудных моментов в усвоении математики. Данные
понятия мы с ребятами начинаем изучать с 4 класса ,хотя данные величины
учащиеся используют давно в своей речи ( Работу по осознанию этих понятий
следует начинать в 1 классе, когда учащиеся наблюдают движение различных
тел, замечают, что тела могут двигаться в одном направлении, догоняя или
обгоняя друг друга, в противоположных направлениях, навстречу друг другу,
одни тела могут двигаться быстрее, а другие медленнее) слайд 3 .Однако, как
показывает практика, если учащиеся в 4 классе усвоили понятия «скорость»,
«время», «расстояние» и взаимосвязь между ними, то в 5 классе они легко
решают задачи на движение.
Цель ознакомление со способами введения взаимодействия с понятиями
скорость, время, расстояние и задачами на движение.
• Актуализация знаний
Какие задачи относятся к задачам на движение?
(К задачам на движение относятся задачи, в которых речь идёт о зависимости
между величинами: Скорость, время, расстояние – и которые не могут быть
решены без знания характера зависимости между этими величинами.)
Что такое скорость? В чем измеряется? (слайд 4)Скоростью называется расстояние, пройденное в единицу времени (за
какоето время – час, минуту, секунду).
Единицы измерения: км/ч, м/с, км/м,
Что такое время? В чем измеряется? (слайд 5)
Время – процесс смены явлений, вещей, событий.
Единицы измерения: мин, сек, ч, сутки.
Что такое расстояние? В чем измеряется? (слайд 6)
Расстояние это пространство разделяющее два пункта; промежуток
между чемлибо.
Единицы измерения: мм, см, м, км, шаги
Сложные это понятия для учеников начальных классов? (да)
Поэтому цель первого этапа при обучении задачам на движение – это
осмысление понятий “скорость”, “время”, “расстояние”. По этому можно
предоставлять детям таблицу с пропущенными данными и предоставить
ребятам придумать кто мог так двигаться .
Ребята воспринимают информацию по разному, и объяснение взаимосвязи
этих понятий необходимо производить различными способами :
1) Традиционный метод
Перед тем, как перейти к знакомству с задачами на движение, учитель
знакомит учеников с элементами чертежей.
На схеме расстояние показываем с помощью числового луча или отрезка.
место (пункт отправления, встречи, прибытия) обозначают либо точкой на
отрезке и соответствующей буквой, либо черточкой, либо флажком;
направление движения указывают стрелками.
Обозначим время на отрезке, числовом луче. Весь путь разделим на равные
части.Время показывается отрезками делениями. С прохождением каждой единицы
времени, путь делится на части.
Скорость – вектором, т.е. стрелкой по направлению движения.
После этого детям предлагается решить задачи.
В учебнике Моро М,И. ,.Бантова М.А.за 4 класс, предлагают нам записывать
условия задач в таблицу.
Как говорит деятельностный метод : «Рациональным надо считать
то, что удобнее для ребенка.» Мы должны уважать выбор
ребенка, ведь это его способ видения ситуации, это его взаимодействие с
данной задачей и учитель не должен это взаимодействие нарушать. Т.е
учитель показывает как можно записать, а ребенок сам для себя решает
как ему удобней ее записать.
2)Треугольник :
Перед вами лежат треугольники, они помогут познакомиться с новыми
величинами.
Кто был в горах? Легко или тяжело подниматься в гору?
Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени. Начало
нашего пути обозначим буквой tэто время , затраченное для того, чтобы
подняться в гору.
Обозначьте у себя на треугольнике.
Поднимаясь в гору мы проходим какое то расстояние, путь. Обозначим его
s
При спуске с горы скорость будет такой, когда поднимались или
изменится? Как
Обозначим v Мы получили треугольник, который обозначили буквами v, t,
s
Этот волшебный треугольник поможет решать задачи на движение.
Можно для закрепления ребятам самим из карточек смоделировать формулы
( клей, карточки и листы у вас на столах 1 и 3 группа, предоставьте формулу
нахождения скорости, 2и 4 формулу –расстояния, 5 группа – времени.Другой метод это решение задач для закреплении.:. Мальчик прошел
расстояние150 м за 3 минуты. С какой скоростью шёл мальчик?
Комментарий: первое время нужно показывать этот треугольник,
вывесить на доске, использовать свой приготовленный треугольник. В
дальнейшем достаточно будет только сказать: «Вспомним наш треугольник»
и, уверяю вас, ни один из учеников его не забудет и всегда без проблем будет
решать любые задачи на движение.
2) Деятельностный метод
Кто из учеников показывает, как он за определенный период проходит от
доски до конца класса за определенное время. И мы вместе его вычисляем.
Этот метод очень пригодится для изучения задач на движение в определенных
направлениях. Давайте попробуем .
Как вы знаете составные задачи на движение делятся на :
+на встречное движение.+в противоположных направлениях
+в одном направлении вдогонку. +В одном направлении, но с отставанием
В 4 классе основными являются задачи на встречное движение и в
противоположных направлениях
Прочитайте задачу на экране.
«Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км шли 2 поезда.
Скорость одного 80 км/ч, а скорость другого 90 км/ч. Какое расстояние
между ними будет через 4 часа?
Затем предлагается проблемный момент:
Предлагаем ребятам :Всё ли вам понятно? Чего не понятно Ваше предположение, одинаковое ли будет решение и ответ в задаче, если
условие будет всё одинаковое, но поменяется направление движения?
В данных задачах главное увидеть что двигаются 2 объекта ,в каком
направление они двигаются. , как двигаются( т.е скорость, время, расстояние).
Найдите и подчеркните эти данные .Представители от группы прошу
покажите как двигаются ваши объекты
У каждого на столе лежит карточка с задачей. Вспоминаем , что у любой
задачи есть основные элементы: условие ,вопрос ,решение и ответ. Для нас
сегодня главное показать как правильно работать с условием задач .
Прошу представителей показать стрелками на схеме как двигаются объекты .
Что происходит с расстоянием между ними? Встретятся ли они?
Попробуйте заменить решить 8 задач. И получится слово, которое я хотела
бы сказать вам за работу на семинаре .