Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ
Тема: Аммиак. Соли аммония.
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : аммиак; соли аммония.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием аммиака и солей
аммония, распознавать опытным путем аммиак.
Ц е л ь : сформировать знания о строении, получении и химических свойствах
аммиака; особых свойствах солей аммония (разложение, качественная реакция).
О б о р у д о в а н и е : кристаллические
конц. НСl, дихромат
раствор
аммония,
спиртовка,
кристаллизатор с водой, фенолфталеин, колба с пробкой и трубкой, фарфоровая
чашка, предметный столик, керамическая пластина.
; пробирки,
NaOH,
штатив,
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Cтроение и свойства азота (п и с ь м е н н о н а д о с к е ), круговорот азота в
природе (у с т н о ), разбор упражнений 1, 2 (н а д о с к е ).
II. Изучение нового материала.
Аммиак – газ с резким характерным запахом (раствор аммиака известен как
нашатырный спирт), очень хорошо растворимый в воде, tпл = –78 ºС, tкип = –33,4
ºС. Легко сжижается, значительно легче воздуха, ядовит. Жидкий аммиак
бесцветный, твердый – белого цвета.
Учитель демонстрирует получение аммиака из нашатыря
и
гашеной извести
собирает его в перевернутую вверх дном колбу;
показывает растворимость аммиака (опыт «фонтанчик»): для
демонстрации этого опыта можно использовать резиновую пробку с двумя
отверстиями, в одно из которых вставлена прямая стеклянная трубка, по
которой вода будет подниматься из кристаллизатора в колбу, во второе –
короткая трубочка с резиновой грушей, через которую в колбу с аммиаком
впрыскивается несколько капель воды. Далее с полученным раствором
аммиака можно провести реакцию нейтрализации с кислотой.Аммиак обладает восстановительными свойствами изза того, что азот
находится в нем в низшей степени окисления. Аммиак горит:
каталитически окисляется:
восстанавливает сложные вещества:
На примере аммиака рассматриваются оснóвные свойства с точки зрения
протолитической теории: основания – частицы, способные присоединять протон
Н+.
Учащимся объясняется электронное строение аммиака; у атома азота
остается неподеленная электронная пара, частичный заряд на азоте –
отрицательный, поэтому к нему в растворе будут притягиваться положительные
ионы водорода:
Так по донорноакцепторному механизму образуется ион аммония.
В воде аммиак ведет себя подобным образом:
Молекулы воды диссоциируют, протоны присоединяются к молекулам
аммиака, а гидроксиданионы остаются в растворе, определяя щелочную среду.
Этим объясняется малиновая окраска фенолфталеина в растворе аммиака.
Учитель демонстрирует взаимодействие концентрированной соляной
кислоты с аммиаком («дым без огня»):
Взаимодействием аммиака с кислотами получают соли аммония: все они
растворимы, реагируют со щелочами (качественная реакция), разлагаются при
нагревании.
Учитель демонстрирует разложение дихромата и хлорида аммония,
взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия. Записывает
уравнения реакций:Аммиак получают:
1) прямым синтезом
2) из нитридов
3) из солей аммония
Домашнее задание: § 25, упр. 5; § 26, упр. 4.