Тема: А.С Пушкина. «У лукоморья дуб зеленый»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1) Познакомить учащихся с новым произведением А.П.Пушкина, новым видом жанра (поэма) ; 2) Учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение). 3) Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта. Задачи урока: • Образовательные: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развитие беглого и осознанного чтения учащихся; развитие мотивации к чтению через метод проектов, творческую деятельность, осуществляемую ими на основе авторского художественного текста; учить иллюстрировать поэтический текст в рисунке. • Воспитательные: Воспитание культуры чтения и слушания; воспитание патриотических чувств и любви к русской литературе, Родине. • Развивающие: Развитие интереса к художественной книге на основе авторского произведения. Пробуждение интереса к чтению; расширение литературного кругозора учащихся; развитие внимания, мышления, речи, памяти детей. Средства обучения: • Техническое сопровождение: компьютер, экран, проектор; • Мультимедийная презентация отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…»; • Выставка книг сказок А.С.Пушкина; • Выставка иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина; • Портрет А.С.Пушкина;
Иконка файла материала 2 (15).docx
Урок по литературному чтению. Тема: А.С Пушкина. «У лукоморья дуб зеленый» Цели: 1) Познакомить учащихся с новым произведением А.П.Пушкина, новым видом жанра (поэма) ; 2) Учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение). 3) Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта. Задачи урока:  Образовательные: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развитие беглого и осознанного чтения учащихся; развитие мотивации к чтению через метод проектов,   творческую   деятельность,   осуществляемую   ими   на   основе   авторского художественного текста; учить иллюстрировать поэтический текст в рисунке.  Воспитательные:   Воспитание   культуры   чтения   и   слушания;   воспитание патриотических чувств и любви к русской литературе, Родине.  Развивающие:   Развитие   интереса   к   художественной   книге   на   основе   авторского   литературного произведения.   Пробуждение   интереса   к   чтению;   расширение   кругозора учащихся; развитие внимания, мышления, речи, памяти детей. Средства обучения:   Техническое сопровождение: компьютер, экран, проектор;  Мультимедийная презентация отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» ­ «У лукоморья дуб зелёный…»;  Выставка  книг сказок А.С.Пушкина;  Выставка иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;  Портрет А.С.Пушкина;Организационный момент Конспект урока Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! ­ Ребята, вы видите, я пришла к вам с книгой. Я очень люблю читать, а вы? ­ Среди вас, наверное, есть те, кто увлечен чтением, поднимите, пожалуйста, руки. ­ Я рада, что в вашем классе у меня есть единомышленники! ­ Тогда давайте мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И наших гостей с собой  возьмем. Чтобы попасть в сказку, нам нужно открыть в нее волшебную дверь золотым  ключиком, а для этого нужно отгадать  загадки. 1)Золотую эту птицу Посадил Дадон на спицу. Коль сидит та птица смирно, То вокруг царя все мирно. Ответ: Петушок ­ из какого произведения эти строчки? 2)Пару раз старик невод кинул, Но поймал лишь траву да тину. Кто, скажите, на раз на третий Вдруг случайно попался в сети? Ответ: Рыбка ­А эти строчки? 3) Кто автор этих сказок? (Слайд с А.С. Пушкиным) ­ Молодцы, вот он наш ключик от заветной двери в сказку. ­ Кто­то может догадался, какая тема урока?(Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.) ­ А мы впервые будем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина?(нет.) ­С какими литературными жанрами произведений А.С. Пушкина мы уже знакомы? (стихи и сказки). ­Какие стихотворения вы знаете?(стихи про осень, «Уж небо осенью дышало…») ­Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром­поэма, и прочитаем отрывок из  поэмы  «Руслан и Людмила». ­Жанр­поэма­ это литературный жанр. Крупное или среднее по объёму принадлежащее  определённому автору.. Первичное восприятие: ­Многие произведения А.С.Пушкина были написаны со слов его няни, Арины Родионовны.  Она занималась его воспитанием и практически заменила ему мать. Когда няня умерла  А.С. Пушкин тяжело переживал ее смерть. Обладая богатой фантазией, блестящей  памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни. ­ И сейчас мы с вами прослушаем отрывок одного из таких произведений. Но перед этим  возьмите в руки простые карандаши. Положите перед собой лист с отрывком из поэмы  «Руслан и Людмила» и при прослушивании подчеркните все незнакомые вам слова. ­Понравился ли вам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» ­А что именно тебе понравилось? ­Спасибо, молодцы. ­ Ребята, у вас было задание. Подчеркнуть незнакомые слова в тексте. (имя) какие слова ты подчеркнул/а. ­ где мы можем посмотреть незнакомые слова?(в сноске к тексту внизу страницы) ­в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила» встречается много незнакомых слов. Давайте  подумаем что означает слово дол? Физминутка  ­Теперь мне хотелось бы послушать как вы читаете ­А как нужно прочитать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»? (выразительно) ­Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать отрывок так,  чтоб всем было интересно слушать. Возьмите  простые карандаши и вместе со мной, я на  доске, а вы у себя на листочках расставим паузы для большей выразительности. ­(имя), прочтите первую строфу с выражением, обращая внимание на интонацию и паузы. А все остальные внимательно слушают и думают куда мы попадем и кто нас встретит. ­ Где мы оказались? (имя) давай еще раз напомним, что такое лукоморье, прочти сноску  под цифрой 1 в учебнике. ­Луком рьеоо морского берега.  (устар. и поэт. лукоморие; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб­ Кто нас встретил в Лукоморье? (читаем до сказки говорит) (кот ученый) ­ Какие признаки учености ты в нем находишь?(идет направо песнь заводит,налево сказку  говорит_) ­ (имя), как ты думаешь, с какой строфы начинаются чудеса?(леший бродит) ­ кто­нибудь из вас встречался с лешим или русалкой.(ответы детей) нет, потому что это  вымышленные герои. ­Русалку представляют в виде красивых девушек с длинными волосами. Они обитают в  густых ветвях, в заболоченных чащах взбираясь на деревья. Русские русалки не имеют  рыбьего хвоста. ­ Леший – дух и хранитель леса, обычно представляется в образе дряхлого старика с  лохматыми волосами и всклокоченной бородой.  Леший может также принимать облик обычных людей, кустов, деревьев и животных.  Леший любит пугать людей в лесу громкими криками, хохотом и свистом. ­избушка на курьих ножках вас не напугала? то идем дальше в лес. (имя), читай следующую строфу. ­ А вот и появился колдун. Ребят, а кто такой колдун? Большей частью –люди старые, с длинными седыми волосами и нечёсаными бородами ед.ч., с длинными неостриженными ногтями. ­ вы не боитесь колдунов? Мы с вами как тридцать витязей прекрасных Из вод выходим ясных и нечего не боимся, и идем дальше. (имя), прочти кто в темнице тужит. –правильно. ­ я читаю отрывок. Кто такая Баба­Яга? –злая колдунья. Обычно представляется в виде  горбатой, хромоногой, худой старухи с метлой и в ступе. ­ Кощей­злой чародей. Чаще всего представляется костлявым и лысым старичком. ­ давайте подумаем какое чувство вложил в эти слова А.С. Пушкин? (там русский дух…  там Русью пахнет.(гордость за родину). Коллаж. ­А сейчас попробуем себя ощутить маленькими волшебниками и оживим нашу сказочную  поэму. На этом волшебном листе, как на скатерти­самобранке, будут появляться герои  поэмы «Руслан и Людмила». Вот теперь нам понадобятся иллюстрации, которые я раздала  в начале урока. Я читаю, а вы крепите своих героев на волшебный лист. ­Ребята, а кого не хватает в нашем Лукоморье?(автора Пушкина)­ И мы там были, хоть мед не пили У моря видели дуб зеленый Под ним сидел и кот ученый Свои нам сказки говорил… Давайте повторим с какими сказочными героями мы встретились во вступлении к поэме  «Руслан и Людмила», но это только самое начало поэмы. А что нужно сделать, чтобы  познакомиться с остальными героями? ­Я покажу вам, некоторых из них. А кто это вы узнаете если прочитаете поэму полностью. ­Ребята двери в сказочный мир закрылись. Рефлексия. Конечно, с некоторыми сказочными героями вы встречались раньше. А что нового вы о них узнали? ­Мне мама в детстве часто читала сказки А.С. Пушкина наизусть. учить их ее никто не  заставлял. но они так ее увлекали, что желание запомнить их возникало само собой. Если и  вас его поэтический слог не оставил равнодушным, вы можете выучить его отрывок «У  Лукоморья дуб зеленый» наизусть. А кому это трудно, готовят выразительное чтение. ­вам понравился урок? ­Что вам больше всего понравилось/не понравилось ­ А сейчас мы с вами изобразим шкалу успеха: ­Если вам понравился урок и вы чувствовали себя комфортно(встаньте и поднимите руки  вверх) ­если вы только разобрались с темой урока(просто встаньте ) ­если урок вам не понравился (оставайтесь на своих местах) Спасибо вам большое за урок! Молодцы!

Посмотрите также