Цели:
1) Познакомить учащихся с новым произведением А.П.Пушкина, новым видом жанра (поэма) ;
2) Учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение).
3) Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта.
Задачи урока:
• Образовательные: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развитие беглого и осознанного чтения учащихся; развитие мотивации к чтению через метод проектов, творческую деятельность, осуществляемую ими на основе авторского художественного текста; учить иллюстрировать поэтический текст в рисунке.
• Воспитательные: Воспитание культуры чтения и слушания; воспитание патриотических чувств и любви к русской литературе, Родине.
• Развивающие: Развитие интереса к художественной книге на основе авторского произведения. Пробуждение интереса к чтению; расширение литературного кругозора учащихся; развитие внимания, мышления, речи, памяти детей.
Средства обучения:
• Техническое сопровождение: компьютер, экран, проектор;
• Мультимедийная презентация отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…»;
• Выставка книг сказок А.С.Пушкина;
• Выставка иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;
• Портрет А.С.Пушкина;
Урок по литературному чтению.
Тема:
А.С Пушкина.
«У лукоморья дуб зеленый»
Цели:
1) Познакомить учащихся с новым произведением А.П.Пушкина, новым видом жанра
(поэма) ;
2) Учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и
темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение).
3) Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта.
Задачи урока:
Образовательные: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развитие
беглого и осознанного чтения учащихся; развитие мотивации к чтению через метод
проектов, творческую деятельность, осуществляемую ими на основе авторского
художественного текста; учить иллюстрировать поэтический текст в рисунке.
Воспитательные: Воспитание культуры чтения и слушания; воспитание
патриотических чувств и любви к русской литературе, Родине.
Развивающие: Развитие интереса к художественной книге на основе авторского
литературного
произведения. Пробуждение интереса к чтению; расширение
кругозора учащихся; развитие внимания, мышления, речи, памяти детей.
Средства обучения:
Техническое сопровождение: компьютер, экран, проектор;
Мультимедийная презентация отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
«У лукоморья дуб зелёный…»;
Выставка книг сказок А.С.Пушкина;
Выставка иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;
Портрет А.С.Пушкина;Организационный момент
Конспект урока
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
Ребята, вы видите, я пришла к вам с книгой. Я очень люблю читать, а вы?
Среди вас, наверное, есть те, кто увлечен чтением, поднимите, пожалуйста, руки.
Я рада, что в вашем классе у меня есть единомышленники!
Тогда давайте мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И наших гостей с собой
возьмем. Чтобы попасть в сказку, нам нужно открыть в нее волшебную дверь золотым
ключиком, а для этого нужно отгадать загадки.
1)Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
Ответ: Петушок
из какого произведения эти строчки?
2)Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
Ответ: Рыбка
А эти строчки?
3) Кто автор этих сказок? (Слайд с А.С. Пушкиным)
Молодцы, вот он наш ключик от заветной двери в сказку.
Ктото может догадался, какая тема урока?(Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.)
А мы впервые будем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина?(нет.)
С какими литературными жанрами произведений А.С. Пушкина мы уже знакомы? (стихи и
сказки).
Какие стихотворения вы знаете?(стихи про осень, «Уж небо осенью дышало…»)
Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанромпоэма, и прочитаем отрывок из
поэмы «Руслан и Людмила».
Жанрпоэма это литературный жанр. Крупное или среднее по объёму принадлежащее
определённому автору..
Первичное восприятие:
Многие произведения А.С.Пушкина были написаны со слов его няни, Арины Родионовны.
Она занималась его воспитанием и практически заменила ему мать. Когда няня умерла
А.С. Пушкин тяжело переживал ее смерть. Обладая богатой фантазией, блестящей
памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни.
И сейчас мы с вами прослушаем отрывок одного из таких произведений. Но перед этим
возьмите в руки простые карандаши. Положите перед собой лист с отрывком из поэмы
«Руслан и Людмила» и при прослушивании подчеркните все незнакомые вам слова.
Понравился ли вам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
А что именно тебе понравилось?
Спасибо, молодцы.
Ребята, у вас было задание. Подчеркнуть незнакомые слова в тексте.
(имя) какие слова ты подчеркнул/а.
где мы можем посмотреть незнакомые слова?(в сноске к тексту внизу страницы)
в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила» встречается много незнакомых слов. Давайте
подумаем что означает слово дол?
Физминутка
Теперь мне хотелось бы послушать как вы читаете
А как нужно прочитать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»? (выразительно)
Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать отрывок так,
чтоб всем было интересно слушать. Возьмите простые карандаши и вместе со мной, я на
доске, а вы у себя на листочках расставим паузы для большей выразительности.
(имя), прочтите первую строфу с выражением, обращая внимание на интонацию и паузы. А
все остальные внимательно слушают и думают куда мы попадем и кто нас встретит.
Где мы оказались? (имя) давай еще раз напомним, что такое лукоморье, прочти сноску
под цифрой 1 в учебнике.
Луком рьеоо
морского берега.
(устар. и поэт. лукоморие; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб Кто нас встретил в Лукоморье? (читаем до сказки говорит)
(кот ученый)
Какие признаки учености ты в нем находишь?(идет направо песнь заводит,налево сказку
говорит_)
(имя), как ты думаешь, с какой строфы начинаются чудеса?(леший бродит)
ктонибудь из вас встречался с лешим или русалкой.(ответы детей) нет, потому что это
вымышленные герои.
Русалку представляют в виде красивых девушек с длинными волосами. Они обитают в
густых ветвях, в заболоченных чащах взбираясь на деревья. Русские русалки не имеют
рыбьего хвоста.
Леший – дух и хранитель леса, обычно представляется в образе дряхлого старика с
лохматыми волосами и всклокоченной бородой.
Леший может также принимать облик обычных людей, кустов, деревьев и животных.
Леший любит пугать людей в лесу громкими криками, хохотом и свистом.
избушка на курьих ножках вас не напугала? то идем дальше в лес.
(имя), читай следующую строфу.
А вот и появился колдун. Ребят, а кто такой колдун?
Большей частью –люди старые, с длинными седыми волосами и нечёсаными бородами ед.ч.,
с длинными неостриженными ногтями.
вы не боитесь колдунов?
Мы с вами как тридцать витязей прекрасных
Из вод выходим ясных и нечего не боимся, и идем дальше.
(имя), прочти кто в темнице тужит. –правильно.
я читаю отрывок. Кто такая БабаЯга? –злая колдунья. Обычно представляется в виде
горбатой, хромоногой, худой старухи с метлой и в ступе.
Кощейзлой чародей. Чаще всего представляется костлявым и лысым старичком.
давайте подумаем какое чувство вложил в эти слова А.С. Пушкин? (там русский дух…
там Русью пахнет.(гордость за родину).
Коллаж.
А сейчас попробуем себя ощутить маленькими волшебниками и оживим нашу сказочную
поэму. На этом волшебном листе, как на скатертисамобранке, будут появляться герои
поэмы «Руслан и Людмила». Вот теперь нам понадобятся иллюстрации, которые я раздала
в начале урока. Я читаю, а вы крепите своих героев на волшебный лист.
Ребята, а кого не хватает в нашем Лукоморье?(автора Пушкина) И мы там были, хоть мед не пили
У моря видели дуб зеленый
Под ним сидел и кот ученый
Свои нам сказки говорил…
Давайте повторим с какими сказочными героями мы встретились во вступлении к поэме
«Руслан и Людмила», но это только самое начало поэмы. А что нужно сделать, чтобы
познакомиться с остальными героями?
Я покажу вам, некоторых из них. А кто это вы узнаете если прочитаете поэму полностью.
Ребята двери в сказочный мир закрылись.
Рефлексия.
Конечно, с некоторыми сказочными героями вы встречались раньше. А что нового вы о них
узнали?
Мне мама в детстве часто читала сказки А.С. Пушкина наизусть. учить их ее никто не
заставлял. но они так ее увлекали, что желание запомнить их возникало само собой. Если и
вас его поэтический слог не оставил равнодушным, вы можете выучить его отрывок «У
Лукоморья дуб зеленый» наизусть. А кому это трудно, готовят выразительное чтение.
вам понравился урок?
Что вам больше всего понравилось/не понравилось
А сейчас мы с вами изобразим шкалу успеха:
Если вам понравился урок и вы чувствовали себя комфортно(встаньте и поднимите руки
вверх)
если вы только разобрались с темой урока(просто встаньте )
если урок вам не понравился (оставайтесь на своих местах)
Спасибо вам большое за урок! Молодцы!