Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ
Тема: Азотная кислота и ее соли
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : оксиды азота (II) и (IV); азотная кислота и ее
соли; окислительные свойства азотной кислоты.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать связь между составом, строением и свойствами
соединений азота; составлять уравнения реакций с участием оксидов азота,
азотной кислоты и ее солей.
Ц е л ь : сформировать знания об особенных свойствах азотной кислоты и
нитратов, о способах получения азотной кислоты.
О б о р у д о в а н и е : HNО3 (конц.), медная проволока, растворы HNО3, NaOH,
фенолфталеина, Na2CО3, пробирки, оксид меди (II).
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и : получение аммиака, его химические свойства; химические
свойства солей аммония, качественная реакция;
р а з б о р у п р . 4.
II. Изучение нового материала.
Азот образует пять оксидов: N2О и NО – не образуют кислот и солей; N2О3
образует азотистую кислоту HNО2 и её соли нитриты; N2О5 образует азотную
кислоту HNО3 и её соли – нитраты; NО2 образует обе эти кислоты и их соли.
З а д а н и е . С помощью учебника (§ 27) выполнить следующую цепочку
превращений:
HNО3 – очень сильный окислитель, поэтому с металлами она реагирует по
особому. При взаимодействии с металлами азотная кислота не образует
водорода, а дает соль (нитрат), воду и азотсодержащий побочный продукт,
который зависит от активности металла и концентрации кислоты.
Концентрированная азотная кислота с металлами I–II групп главных подгруппдает N2O, с остальными – NO2; разбавленная HNO3 с металлами I, II, III групп
главных подгрупп дает
с остальными – NO. При взаимодействии
этих металлов с кислотой средней концентрации может выделяться азот (N2).
Демонстрация взаимодействия меди с HNО3 (конц.) и запись уравнения
реакции.
HNО3 может окислять неметаллы и сложные вещества. С оксидами,
гидроксидами металлов и солями азотная кислота проявляет типичные
кислотные свойства (учитель демонстрирует реакции, ученики записывают их
уравнения).
Нитраты – растворимые соли, вступают в реакции ионного обмена, при
нагревании разлагаются.
Учитель может дать схему разложения нитратов:
III. Закрепление.
Р е ш е н и е з а д а ч и у п р а ж н е н и й на превращения соединений азота.
1. Как из воды и воздуха, имея необходимое оборудование, получить: аммиак,
оксид азота (II), оксид азота (IV), азотную кислоту, нитрат аммония?
2. Осуществить превращения:
О т в е т :
Домашнее задание: § 27, упр. 7.