Тема: Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Буквы О и Ё после шипящих в корне слова Цели урока. Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно. Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Иконка файла материала Правописание ОЁ после шипящих в корне слова.docx
Тема:  Буквы  О и Ё после шипящих в корне слова Цели урока. Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой,  умению видеть ее в тексте и слышать;  Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся  логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия  для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно. Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии. Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение материала, изученного на прошлом уроке. III. Постановка проблемы и актуализация знаний. 1. Грамматическая сказка. Капризные шипящие. Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней  оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно  рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И  они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА. Тсс.. Слышите, что говорят шипящие? ­ Осторож­ж­но! Мы – ш­ш­шипящ­щ­щие! ­Устно поставьте ударение в словах жёлтый, пчёлка. ­Является ли буква ё орфограммой? (Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о]) ­После каких звуков находится орфограмма?(После шипящих согласных.) ­В какой морфеме находится орфограмма?(В корне) ­Сформулируйте тему урока. (Буквы о – ё после шипящих в корне слова.)  – Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о­ё после  шипящих в корне слова».  – Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться? Сформулируйте нашу цель.  – Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё.IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. 1. Работа с таблицей  2. –Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова. – Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о­ё после шипящих.  (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.) – А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить?  (Исключения) Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет) – Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о­ё после шипящих? –Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику.  Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к  данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова  нет. 2. Слова­исключения. – Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова­исключения. У этих слов нет  однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить,  послушайте стихотворение:  Шорох,крыжовник, шов,капюшон­ Слова нарушают  привычный закон: под ударением вместо Ё  пиши в исключениях букву ОДавайте запишем и другие  слова:Жора,шок,обжора,шомпол,чопорный,чащоба,трущоба,шомпол,шоры(во время записи  объясняются незнакомые слова) 3. Слова иноязычного происхождения  ­Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на доске составьте словосочетания,  запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.  1. Жокей ­ наездник на скачке. 2. Крюшон – прохладительный напиток. 3.Жонглер­артист цирка; 4.Анчоус­небольшая рыба Вывод: ­ Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в  русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую  не знаем.  V. Закрепление нового материала. 1. Первичное закрепление. ­выполнение упражнения 148 из учебника Вывод по упражнению. 3. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам)  ­ затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа  (взаимопроверка ) КАРТОЧКА 3.  Задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.  Ч..ткость, ш..рты, прич..ска, , уч..ба, , пощ..чина, пч..лка,пш..нный, щ..голь, , трещ..тка, заш..л,  трущ..ба, щ..лочка, печ..нка., , ж..нглирование, ш..потом,  КАРТОЧКА 4.  Задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. , тяж..лый, крыж..вник,  Трещ..тка, ш..фер, , ч.рный, ш..лк, ш..в, ш..ссе, ш..колад, щ..тка, тяж..лый, ж..лтый, ш..пот, щ..ки,  выч..ркивать, ч..рствый  щ..ки,  VI. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал В какой позиции находятся гласные Ё – О после шипящих в корне слова? (под ударением) 1) При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры. 2) А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры. 3) Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель? VII Домашнее задание­