Тема: Буквы О и Ё после шипящих в корне слова
Цели урока. Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Тема: Буквы О и Ё после шипящих в корне слова
Цели урока. Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой,
умению видеть ее в тексте и слышать;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:
придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся
логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия
для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
III. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1. Грамматическая сказка.
Капризные шипящие.
Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться.
Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней
оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно
рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И
они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать
НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА.
Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
Осторожжно! Мы – шшшипящщщие!
Устно поставьте ударение в словах жёлтый, пчёлка.
Является ли буква ё орфограммой?
(Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о])
После каких звуков находится орфограмма?(После шипящих согласных.)
В какой морфеме находится орфограмма?(В корне)
Сформулируйте тему урока. (Буквы о – ё после шипящих в корне слова.)
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы оё после
шипящих в корне слова».
– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться? Сформулируйте нашу цель.
– Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё.IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
1. Работа с таблицей
2.
–Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв оё после шипящих.
(Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить?
(Исключения)
Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)
– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв оё после шипящих?
–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику.
Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к
данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова
нет.
2. Словаисключения.
– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть словаисключения. У этих слов нет
однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить,
послушайте стихотворение:
Шорох,крыжовник,
шов,капюшон
Слова нарушают
привычный закон:
под ударением вместо Ё
пиши в исключениях букву ОДавайте запишем и другие
слова:Жора,шок,обжора,шомпол,чопорный,чащоба,трущоба,шомпол,шоры(во время записи
объясняются незнакомые слова)
3. Слова иноязычного происхождения
Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на доске составьте словосочетания,
запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.
1. Жокей наездник на скачке.
2. Крюшон – прохладительный напиток.
3.Жонглерартист цирка;
4.Анчоуснебольшая рыба
Вывод: Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в
русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую
не знаем.
V. Закрепление нового материала.
1. Первичное закрепление.
выполнение упражнения 148 из учебника
Вывод по упражнению.
3. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам)
затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа
(взаимопроверка )
КАРТОЧКА 3.
Задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Ч..ткость, ш..рты, прич..ска, , уч..ба, , пощ..чина, пч..лка,пш..нный, щ..голь, , трещ..тка, заш..л,
трущ..ба, щ..лочка, печ..нка., , ж..нглирование, ш..потом,
КАРТОЧКА 4.
Задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. , тяж..лый, крыж..вник,
Трещ..тка, ш..фер, , ч.рный, ш..лк, ш..в, ш..ссе, ш..колад, щ..тка, тяж..лый, ж..лтый, ш..пот, щ..ки,
выч..ркивать, ч..рствый
щ..ки,
VI. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия
Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал В какой позиции находятся
гласные Ё – О после шипящих в корне слова? (под ударением)
1) При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры.
2) А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.
3) Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута
цель?
VII Домашнее задание