Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"
Оценка 4.6

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
27.09.2017
Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"
Урок русского языка в 6 классе на тему: " Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-." Вид урока: урок освоения новых знаний. Цели урока: Образовательные: • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-,-раст-, -ращ-,- рос-.; • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-,-раст-, -ращ-,- рос-.; • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению. Развивающие: • развивать память, воображение, речь. • развивать у учащихся орфографическую зоркость. Воспитательные: • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Чередование гласных о а в корнях.docx
Тема:  Чередование гласных О­А в корнях –лаг, – лож­, ­раст­, ­ращ­,­ рос­. Вид урока: урок освоения новых знаний. Цели урока: Образовательные:  формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож­,­раст­, ­ращ­,­ рос­.;  научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож­,­раст­, ­ращ­,­ рос­.;  научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его  применению. Развивающие:  развивать память, воображение, речь.  развивать у учащихся орфографическую зоркость. Воспитательные:  воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 1. Организационный момент. Вступительное  слово учителя: (Слайд1) ­Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости !  Ход урока: Каждый день­всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Ну­ ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». 2. Проверка домашнего задания. (слайд2) а). Фронтальный опрос. ­На прошлом уроке вы говорили о чередовании звуков в словах. ­Что называется чередованием?  (замена одних звуков другими в одной и той же части слова). ­Какие звуки могут чередоваться?  (согласные, гласные). б). Мотивация         ­Скажите, можем ли мы уже считать себя  грамотными людьми, полностью  освоившими правила чередования?   (нет, мы еще многого не знаем)  Тема нашего сегодняшнего урока будет способствовать тому, чтобы мы могли сказать это с большей уверенностью.                  в)Сообщение темы      ­Сегодня на уроке продолжим изучение чередований в корне, только разговор поведем о  чередовании гласных.  Для начала запишите число, классная работа. Мы проведём словарную работу. 3. Словарная работа. (слайд3)        ­Напишите слова  и объясните орфограмму. Составьте с одним из них  предложение.  Выполните синтаксический разбор этого предложения.         УдИвительный, предлОжить, рОсток, отрАсль, полАгать.       ( Уч­ся записывают у доски. )    ­ Значения каких слов вам не понятны?    ­Где можно узнать лексическое значение данных  слов? (В толковом словаре).  Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слов? (слайд4)    Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область  деятельности, науки, производства.         ­На какие орфограммы делятся слова в этом диктанте? (С проверяемыми и  непроверяемыми гласными в корне слова).      ­Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных  А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.  (слайд5) ­ Обратите внимание на эти примеры. (слайд 6)   ­ В какой морфеме находится орфограмма?(в корне)   ­ Какие гласные пишутся в корнях?(о­а) приЛАГАется  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  приЛОЖить изЛАГАть ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ изЛОЖить РАСТить­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ выРАЩенный выРОС­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ РАСТение (Запишите тему урока)   ­А теперь давайте обратимся к учебнику. 4. Работа с учебником. (слайд 7) ­Чтение правила учащимися на стр.198. (Чтение одним учащимся вслух правила)       Выявление цели урока. ­С правилом мы ознакомились. ­Что нового мы узнали? Нужно запомнить!  (слайд 8)    Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!      ­От чего зависит написание гласных О­А в корнях–раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-? (Написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) 5. Тренировочные упражнения      А). Выполнение упражнения №511(устно)            Б). Распределительный диктант   (Класс предварительно делится на пять команд. Первая команда выписывает слова с  корнем ­лож­, вторая – с корнем –лаг­, третья­ с корнем ­раст­, четвёртая­ с корнем –ращ­,  пятая – с корнем –рос­)  Записать слова (под диктовку), распределяя их по группам  в зависимости от  варианта корня. Корень обозначить графически.                    Пол…жить, выр…щенный, р…стение, предпол…гать, зар…стающий, выр…сла,  пол…гать, изл…жить, р…створ, зар…сла, предпол…жение, вр…щение, сл…гаемое, р… стёт, р…сли. ­ЛАГ­                      ­ЛОЖ­                    ­РАСТ­                     ­РАЩ­                       ­РОС­ ­  МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали. 6. Физминутка  (Для глаз) 7. Работа в группах: ­Расположите последовательно части текста. 1 группа: 1) Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ­ЛОЖ.            За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила­была гордая и красивая царица  Грамматика. Прислуживали ей два брата ­лаг­ и ­лож­. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и  согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело  делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто  научит меня различать моих верных слуг — братьев ­лаг­ и ­лож­, того награжу по­царски».           Со всех земель невиданного царства­государства съехались Гласные, Согласные,  Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло,  но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной  показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми  шустрыми, слишком уж им понравились братья ­лаг­ и ­лож­. Согласная г быстро  подскочила к брату ­лаг­, а ее сестрица — к брату ­лож­. Да так и остались навсегда с  ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где­то  рядом обязательно будет братец ­лаг­, а если сестрицу ж — то братец ­лож­. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж. 2) Лингвистическая сказка о  Раст , Ращ, Рос. 2 группа:       В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили­ были, не тужили, со  словами не дружили 3 брата­ близнеца, одинаковых с лица, звали их Раст , Ращ и Рос.       Долго ли, коротко ли, захотелось братьям своему царю Русскому языку службу  сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли  по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им  на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь ­ приставки найдешь, налево пойдешь  ­ суффиксы встретишь, а прямо пойдешь ­ на все части слова набредешь». Решили наши  молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше  слов.             Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование,  наконец, добрались.          С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно  корни являются главными частями слова.          Так и стали жить Раст, Ращ и Рос в стране Словообразования  и творить чудеса:  создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного  все­таки отличались.          Вот и сказке конец, а кто слушал ­ молодец! 3 группа:       Текст «Маленький принц»      ­Найдите слова с чередованием а ­ о в тексте. Выпишите их. 1.На планете Маленького принца, как на любой другой  планете, растут травы полезные и  вредные. 2. Тогда оно пускает  росток; он расправляется и тянется  к солнцу, сперва такой милый,  безобидный.  3. Он застыл, смущённый и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. 4.А ты ведь не можешь забрать звёзды! – Нет, но я могу положить их в банк. 5. Есть такое твёрдое правило, ­ сказал мне после Маленький принц. 6. Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок­ и сразу же приведи в порядок свою  планету.                                                     (Антуан де Сент­Экзюпери «Маленький принц»). 4 группа: ­Найдите корни с чередованием и объясните их значение.  1. Не вырастишь овощей — не сваришь и щей.  2. Достиг возраста быка, а ум меньше, чем у теленка. 3. Если сложить все ошибки умного, получится гора. 4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. 5. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. 6. Прилагай труд к справедливому делу.  7. Мал родился, а выр…с – пригодился. 8. Человек не грибок, в день не выр…стет. 9. На родном месте и камень мхом обр…стет. 10. Не беречь пор…сли – не видать дерева. 5 группа: а). Предложения со словами­  исключениями. б). Составьте «Запоминалку». Мы пока __________________,  В корне букву А писали, А когда __________________, Букву О употребили. Исключение: _____________. Слова для справок: предложили, предлагали, полог. ________________в _________________ жил, ___________________ звали.  Он _________________ себе купил прямо на базаре. Слова для справок:  ростовщик, Ростов, росток, Ростислав, отрасль.   в). «Составьте  слова».  ­ в слове ПРЕДутренний  уч­ся выделяют приставку ­ в слове ПОговорить  уч­ся выделяют приставку ­ в слове сЛАГаемое – корень ­ в слове решАть ­ суффикс ­в слове писаЛ ­ суффикс прошедшего времени глагола ­ в слове собиралА– окончание Получилось слово : предполагала Разберите слово по составу ­в слове ВЫписать уч­ся выделяют приставку ­ в слове взРАЩённый­корень ­ в слове освещЁННый­суффикс ­ в слове холоднЫЙ­окончание Получилось  слово­выращенный Разберите слово по составу 8.  Итог урока. ­ Чему мы научились на уроке? ­ От чего зависит написание букв О–А в корнях ­лаг­//­лож­, ­раст­//­ращ­//­ рос­? ­ Что нужно запомнить? Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся .  Составьте  слова на правописание корней с чередованием а – о  (25 слов)  Выполните упражнение № 513 или № 514 на выбор (на оценку «5»  упр №514, на «4» упр № 513).      10.  Рефлексия ­ Кто сегодня доволен своей работой на уроке? ­ Удалось ли нам достичь поставленной цели? ­ Что было интересно? ­ Что было самым трудным для вас? ­ Чью работу на уроке можно выделить и почему? ­ Как вы оцените свою работу на уроке? ­ Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо  сделанной работы! ­ Скоро прозвенит звонок и окончится урок!    СПАСИБО ЗА УРОК!!! Приложение: 1 группа: Сказка о корнях ЛАГ­ЛОЖ            За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила­была гордая и красивая царица  Грамматика. Прислуживали ей два брата ­лаг­ и ­лож­. И она никак не могла их отличить:  уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и  согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело  делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто  научит меня различать моих верных слуг — братьев ­лаг­ и ­лож­, того награжу по­царски».           Со всех земель невиданного царства­государства съехались Гласные, Согласные,  Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло,  но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной  показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми  шустрыми, слишком уж им понравились братья ­лаг­ и ­лож­. Согласная г быстро  подскочила к брату ­лаг­, а ее сестрица — к брату ­лож­. Да так и остались навсегда с  ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где­то  рядом обязательно будет братец ­лаг­, а если сестрицу ж — то братец ­лож­. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж. 2 группа: Сказка о  Раст , Ращ, Рос.       В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили­ были, не тужили, со  словами не дружили 3 брата­ близнеца, одинаковых с лица, звали их Раст , Ращ и Рос.       Долго ли, коротко ли, захотелось братьям своему царю Русскому языку службу  сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли  по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им  на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь ­ приставки найдешь, налево пойдешь  ­ суффиксы встретишь, а прямо пойдешь ­ на все части слова набредешь». Решили наши  молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше  слов.             Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование,  наконец, добрались.          С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно  корни являются главными частями слова. Так и стали жить Раст, Ращ и Рос в стране Словообразования  и творить чудеса:  создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного  все­таки отличались.        Вот и сказке конец, а кто слушал ­ молодец! 3 группа: Текст «Маленький принц».     ­Найдите слова с чередованием а ­ о в тексте. Выпишите их. 1.На планете Маленького принца, как на любой другой  планете, растут травы полезные и  вредные. 2. Тогда оно пускает  росток; он расправляется и тянется  к солнцу, сперва такой милый,  безобидный.   3. Он застыл, смущённый и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. 4.А ты ведь не можешь забрать звёзды! – Нет, но я могу положить их в банк. 5. Есть такое твёрдое правило, ­ сказал мне после Маленький принц. 6. Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок­ и сразу же приведи в порядок свою  планету.                                                     (Антуан де Сент­Экзюпери «Маленький принц»). 4 группа: ­Найдите корни с чередованием и объясните их значение. Подберите синонимичные  пословицы к ним.  1. Не вырастишь овощей — не сваришь и щей.  2. Достиг возраста быка, а ум меньше, чем у теленка. 3. Если сложить все ошибки умного, получится гора. 4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. 5. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. 6. Прилагай труд к справедливому делу.  7. Мал родился, а выр…с – пригодился. 8. Человек не грибок, в день не выр…стет. 9. На родном месте и камень мхом обр…стет. 10. Не беречь пор…сли – не видать дерева. 5 группа: а). Составьте «Запоминалку». Мы пока __________________,  В корне букву А писали, А когда __________________, Букву О употребили. Исключение: _____________. Слова для справок: предложили, предлагали, полог. ________________в _________________ жил, ___________________ звали.  Он _________________ себе купил прямо на базаре. Слова для справок:  ростовщик, Ростов, росток, Ростислав, отрасль.   б). «Составьте  слова».  ­ в слове предутренний  уч­ся выделяют приставку ­ в слове поговорить  уч­ся выделяют приставку ­ в слове слагаемое – корень ­ в слове решать ­ суффикс ­в слове писал ­ суффикс прошедшего времени глагола ­ в слове собирала– окончание Получилось слово : ________________________ Разберите слово по составу ­в слове выписать уч­ся выделяют приставку ­ в слове взращённый­корень ­ в слове освещённый­суффикс ­ в слове холодный­окончание Получилось  слово­_________________________ Разберите слово по составу

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"

Тема  "Чередование гласных О-А в корнях –лаг, – лож-, -раст-, -ращ-,- рос-"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.