Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Чистые вещества и смеси
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : чистые вещества и смеси веществ.
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Т р е б о в а н и я : знать понятие «молекула»; закон постоянства состава
вещества.
О б о р у д о в а н и е : неоднородные смеси (примеры: песок + соль, горная
порода, взвесь мела в воде) и однородные смеси (растворы кислот, солей),
прибор для доказательства состава воздуха.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос «Кристаллические решетки», упр. 6.
II. Объяснение нового материала.
Состав веществ отражается химической формулой. Химические формулы
соответствуют чистым веществам. Например, к чистым веществам относится
дистиллированная вода, не содержащая никаких примесей.
В 1799–1803 гг. Ж. Л. Пруст сформулировал закон постоянства состава
вещества: химически чистые вещества независимо от способа их получения и
места нахождения имеют один и тот же постоянный состав.
В XX в. было доказано, что закон верен только для веществ молекулярного
строения.
Молекула – мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические
свойства.
Химические вещества обладают при определенных условиях
постоянными физическими и химическими свойствами.
В природе химически чистые вещества практически не встречаются.
Природные воды, как пресные, так и соленые, содержат растворенные в них
соли и газы (кислород, СО2, N2).
Почва, горные породы, минералы – смеси множества веществ.
Природный газ и нефть – смеси углеводородов разного состава.
Воздух – смесь газов, состоящая из 78 % азота, 21 % кислорода, 0,03 %
углекислого газа, примесей инертных газов, паров воды.Учитель демонстрирует опыт: горение свечи под стеклянным колоколом в
чаше с водой, который доказывает, что в воздухе 1/5 часть составляет кислород.
Смеси могут быть однородными (в них нельзя заметить границу раздела
между разными веществами, к ним относятся растворы, сплавы металлов, смеси
газов) и неоднородными (в них видна граница между различными веществами,
это могут быть смеси двух и более твердых веществ, взвеси в жидкости
нерастворимых твердых веществ).
Для изучения свойств веществ их необходимо выделить из смеси и очистить.
Это является одной из важнейших задач химии.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 23, упр. 4.