Цель: научить детей делить многозначные числа на однозначное письменным способом; развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.
Задачи: создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями;
развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность; развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление;
воспитывать стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд; воспитывать чувства дружбы и товарищества.
Тип: урок применения знаний и умений.
Оборудование: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Форма: ФО, ИР, ГР, мини-проект, самопроверка.
Метод: словесный, наглядный, интерактивный, частично-поисковый.
Тема: «Деление многозначного числа на
однозначное»
Цель: научить детей делить многозначные числа на
однозначное письменным способом; развивать
познавательный интерес и умение использовать в работе
ранее полученные знания.
Задачи: создать условия для удовлетворения потребностей
в реализации своей познавательной деятельности в
соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями;
развивать интерес к дальнейшему учебному процессу,
умение анализировать собственную деятельность; развивать
интеллектуальные качества детей: математическую речь,
внимание, мышление;
воспитывать стремления детей к успеху в учебе, умения
адекватно оценивать свой труд; воспитывать чувства
дружбы и товарищества.
Тип: урок применения знаний и умений.
Оборудование: презентация к уроку, выполненная в
MsOffice 2007, компьютер, мультимедийный проектор,
презентация Power Point.
Форма: ФО, ИР, ГР, мини-проект, самопроверка.
Метод: словесный, наглядный, интерактивный, частично-
поисковый.
Оформление доски: “Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому –
и я научусь”.
Японская мудрость
Ход урока:
1.Организационный момент.
Друзья мои!Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 1.
- Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
- В преддверии наступающих новогодних праздников Дед
Мороз прислал нам мешок с новогодними подарками.
Слайд 2: Дед Мороз и его письмо:
«Дорогие ребята! Скоро наступит самый любимый
мой праздник - Новый год! Думаю, что и вы его очень
любите. Я приготовил для вас, ребята, сюрпризы.
Хотите знать какие? Выполните все мои задания.
Желаю удачи! До скорой встречи!»
Игра «Сюрпризы Деда Мороза» (мультимедиа)
-«Вытягиваем» из него примеры и получаем подарки , если
правильно решили.
Слайды 3-19
( Дети «вытягивают» из мешка пример, устно решают его с
объяснением. Если пример решен верно, подарок появляется
перед детьми.)
106*6=612 840:8=105 112*5=560
140*3=420311*2=622 303*3=909 6000:10=600
( Среди подарков: клоун, воздушные шары, мишка,
шахматы, мяч, игрушки, зимние сюрпризы.)
-Вы справились с заданием. Молодцы!
Появился слайд 20 от Деда Мороза со словом «Молодцы»
- Самый главный подарок от Деда Мороза, который ждет
детвора – это снег.
- Назовите однокоренные слова к слову снег. (Снег,
снеговик, снегирь.)
3. Математический диктант с самопроверкой Слайд 21
- И еще один подарок от Деда Мороза:
-9 увеличь в 40 раз; - 5 увеличь в 80 раз; - 640 уменьши
в 8 раз;
- 250 уменьши в 5 раз; - Я задумала число, если его
увеличить в 6 раз, то получится 120. Какое число я
задумала? - Если 25 увеличить в несколько раз, то
получится 250. Во сколько раз нужно увеличить число?
Самопроверка по слайду: 360, 400,80,50,20,10.
4.Объявление темы урока.
- И так пришла пора, перейти к теме нашего урока. Кто
догадался, как она звучит? (Прием письменного деления
многозначных чисел на однозначное число).
5. Объяснение темы урока.
- Для начала вспомним, какие математические действия мы
выполняем на каждом уроке? (1. Каждый урок мы начинаем
с устного счёта, где мы считаем- устно . 2. А в тетради
записываем –письменно).
Слайд 22
-У нас есть 4 математических действия. Какие?Сложение, Слайд 22 Вычитание Слайд 22
Умножение Слайд 22 Деление Слайд 22
- Сегодня мы будем работать с действием Слайд 22-23
Деление.
- Вспомним название компонентов : делимое делитель
частное.
- Когда мы выполняем письменное деление, то запись
примера выглядит не так , когда мы можем воспользоваться
знанием таблицы умножения и посчитать его в уме.
Слайд 23
- Что же происходит?
- Знак деления вместо точек превращается в прямую
вертикальную линию, а знак равно, в прямую
горизонтальную линию.
- Вот как выглядит запись выражения.
- Вспомним алгоритм действия деления. Слайд 24-25
- Кто расскажет, как выполнить деление при таком виде
записи:
4214:7 2950:5
Слайд 27
Определяем количество цифр в записи частного.
42- первое неполное делимое, ставим точку.
Далее считаем сколько осталось неполных делимых- их
еще 2
«Сильный» учащийся объясняет, остальные записывают.
6. Закрепление темы урока.
- Выполним действия по вариантам самостоятельно с
последующей проверкой по слайду 29-30.31326 : 3 4860 : 6
2525 : 5 8127 : 9
Ответы: 10442 810
505 903
7. Пауза для отдыха. Слайд 31 На экране -Дед Мороз.
- Дед Мороз уронил. пуговицу. Поищите… (Дети встают,
переворачивают стулья, но…)
-Ну как? -Какой падеж нашли?
( Творительный : под столом, под стульями).
8. Задания на повторение и закрепление изученного
материала:
А) – Математика – это гимнастика ума. Жизнь – это
движение. Работа головы – это движение мысли. Движение –
это желание.
Слайд 32-33 - А где есть желание, там всегда найдется…
путь
- Какие три величины характеризуют движение?
Дети: скорость, время, расстояние. Слайд 34
– Как найти V?
– Как найти t?
– Как найти S?
- Запишите формулы. Проверка. Проговаривание формул.
Слайд 35
Б)- Блиц-турнир. Слайд 36-37
- Заполните таблицу (проверка по слайду).
Скорость Время Расстояние
1 80км/ч 4ч ? км
2 45км/ч ? ч 90км
3 ? км/ч 2ч 1660 кмВ) – Решение задачи на движение Слайд 38
- Решите задачу.
Дети: Из двух городов, расстояние между которыми равно
65 км, выехали одновременно в противоположных
направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью
80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от
друга будут автомобили через 3 часа после выезда?
- Какие величины известны?
Дети: Скорость, время и расстояние между автомобилями
-Какой вопрос задачи?
Дети: Расстояние между пунктами.
- Какое время для этих автомобилей ?
Дети: 3 часа.
- Что значит 3 часа?
Дети: Каждый был в пути 3 часа.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? - Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошёл первый
автомобиль?
Дети: Да, мы знаем скорость и время.
-Второй?
Дети: Тоже известно время и скорость.
(решение) ( учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем узнать все расстояние?
Дети: Можем, сложить расстояния, которые прошли 2
автомобиля вместе.
- А ещё осталось расстояние?-А теперь мы можем узнать все расстояние?
- А есть ли другой способ решения задачи?
Дети: Думаем, что да.
- Как по- другому можно найти расстояние, более коротким,
рациональным способом?
Дети: Можно узнать скорость удаления.
-Что это такое?
Дети: На сколько км они удаляются за 1 час?
- На сколько км каждый час удаляются автомобили?
Дети: На 200 км
-Каждый час расстояние между автомобилями будет
увеличиваться или уменьшаться?
Дети: Увеличиваться.
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более
короткий?
Дети: Выполняется меньше действий.
объясняет у доски)
1)(80+120)*3=600(км) – удалились друг от друга за 1
час.
2)600+65= 665(км) – будут друг от друга через 3 часа.
Ответ. На расстоянии 665 км.
9. Мини – проект
- Мы решили с детьми заняться исследовательской работой.
Предполагалось: «быстрая» по нынешним меркам езда на
автомобилях скоро станет нормальной для страны. Вопрос
состоит в том, что быстрая езда - это «плюс» или «минус»
для вашей семьи? Поэтому, целью нашего исследования
стало: узнать, какие данные нужны, чтобы посчитать
среднюю скорость.
(Один ученик- Задание было по группам. Участники 2-х групп
выехали на автомобиле от школы до Мега Актобе, и 3
группы пошли пешим шагом с магазина «2030» до
входа в школу.
- Ребята этот метод отработали, исследовали. И сейчас мы
хотим познакомить с результатами нашего
исследовательского проекта.
(Дети расходятся по группам. Модератор, спикер или
лидер группы представляет свои результаты)-
Презентация.
10. Рефлексия деятельности.
- Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь».
Слайд 39
- Это пословица имеет отношение к нашему проекту? - Если
имеет, то почему?
- Как вы понимаете её?
Дети: Если двигаться медленнее и с осторожностью,
соблюдая правила, можно проехать без происшествий.
- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются
предметы?
Дети: Конечно, нет.
- Таким образом, можно сделать вывод, что мини-
исследовательский проект «Тише едешь, дальше будешь»
поставленные задачи решил.
10.Рефлексия.
(На доске слова: Узнаю Хочу
Умею )
Слайд 40
- Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над
чем ещё надо поработать?
Что удалось…- Научились находить первое неполное делимое?
- Научились определять количество цифр в частном?
Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть
определить цифру в частном?
Можем решать задачи на движение?
Всё знаем об исследовании на уроках математики?
Надо ещё поработать…
11. Самооценка учебной деятельности. Слайд 41