Цели урока:
-расширить знания о Великой Отечественной войне;
- учить анализировать и систематизировать изучаемый материал;
- выявить особенности языка в произведении;
- развивать речь учащихся, логическое мышление, творческие способности;
-создать условия для развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости на произведение
А. Твардовского “Рассказ танкиста”.
Оборудование:текст А. Твардовского «Рассказ танкиста, музыкальные записи, звукозапись, , презентации, выставка книг о войне, рисунки детей
Тема «Дети и война»
Цели урока:
расширить знания о Великой Отечественной войне;
учить анализировать и систематизировать изучаемый материал;
выявить особенности языка в произведении;
развивать речь учащихся, логическое мышление, творческие способности;
создать условия для развития чувства патриотизма, эмоциональной
отзывчивости на произведение
А. Твардовского “Рассказ танкиста”.
Оборудование:текст А. Твардовского «Рассказ танкиста, музыкальные
записи, звукозапись, , презентации, выставка книг о войне, рисунки детей
1. Организационный момент.
Ход урока
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
На доске написаны даты: 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г. (Слайд №1)
Звучит голос Левитана.
Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Ответы детей.
Скоро наша страна отмечает 70летие Великой Победы в Вов . Прошли годы,
но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям.
Почему же так происходит? Зачем мы все чаще возвращаемся к
произведениям, которые хранят память о войне и Великой Победе. Сегодня
мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым
произведениям о войне.
3. Изучение нового материала.
Прочитайте слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку.(Слайд№2)
Не щадя себя
в огне войны,
Не жалея сил
во имя Родины,
Дети героической
страны
Были
настоящими
героями.
(Р.Рождественский)
Кто же будет в центре внимания этих произведений?
(Ответы детей)Необыкновенно трудной, невыносимой была жизнь детей в эти страшные
годы, но они продолжали жить, наравне со взрослыми вынося тяготы
выпавшего на их долю бремени.
(слайд №3)
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились,
помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их
имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они
показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в
нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки.
Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя
военных лет. И не согнулись они под тяжестью. В боевую летопись страны
навсегда внесены имена маленьких героев. Тысячи детей и подростков
совершили в те годы подвиги…
1) Презентация учся о пионерахгероях.
Сообщения заранее подготовленных учащихся о жизни и деятельности
пионеровгероев. Демонстрация портретов. Маленькие герои большой войны.
(Слайд№4)
Валя Котик
Пионер, которому толькотолько исполнилось четырнадцать лет, сражался
плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету шесть
вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был
награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану
Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием
Героя Советского Союза.
Марат Казей
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре
Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу
наполнилось сердце мальчика. Он стал разведчиком в штабе партизанской
бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию
ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а
когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал
их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя
Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Зина Портнова
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров по указанию
подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам
свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты
оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно
отметила ее подвиг высшим своим званием званием Героя Советского Союза.
Леня Голиков
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.
И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели
вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским
генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался
гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня за
ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле
оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил
их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный
герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом
Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав,
что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета
СССР о присвоении пионерупартизану Лене Голикову звания Героя
Советского Союза.
Володя Дубинин
Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также
Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание,
ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом
каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым
маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам
не замеченным врагами. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при
разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и
помогавший ему Володя Дубинин.
Надя Богданова
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю
погибшей. Ей даже памятник поставили. Первый раз её схватили, когда
вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в
оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели
ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось упала в ров, на
мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву
живой... Второй раз её схватили в конце 43го. И снова пытки: её обливали на
морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая
разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево,бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители.
После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
2) Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями
попадали они на войну: ктото был освобожден из плена, ктото шел на войну
потому, что у него погибли родные, шли сироты и счастливые дети живых
родителей. Они не знали, будут ли они живы уже через день или час. Но
храбрость этих маленьких героев принесла нам Победу.
4. Работа над стихотворением.
И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они
отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из
самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются
стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали
А.Т.Твардовский, К.М. Симонов, А.Л.Барто, С.Я. Маршак и другие.
Мы уже познакомились с судьбами известных героев войны. А сколько ещё
было мальчиков и девочек , совершивших свои подвиги ,чьи имена так и
остались неизвестными. Неизвестных героев было гораздо больше. О подвиге
одного из них рассказал А.Т.Твардовский.
1) Слово о А.Т.Твардовском. Сообщение учащегося.(Слайд №5)
Знакомство с биографией и творчеством поэта с использованием
презентации.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в
семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв.
С отличием окончил Московский институт истории, философии и
литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну
прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и
поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги
людей. Об этом можно прочитать в книгах автора (книги Твардовского –
выставка). Во время знакомства с биографией идёт презентация (Твардовский
в разные периоды своей жизни)
— Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Рассказ
танкиста»
Сейчас вы послушаете стихотворение ,а потом расскажите о своих чувствах
и впечатлениях.
5. Беседа по содержанию
– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
О каком событии рассказывается в стихотворении?
(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал,
где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.) Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?
(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десятьдвенадцать лет. Он
часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность
мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)
Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и
продолжил бой?
(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие
жизни.)
Найдите и прокомментируйте описание боя.
(Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.)
( Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям.
Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)
После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику,
как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к
ребенку.
( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без
снисхождения, с уважением и благодарностью.)
Стихотворение называется «Рассказ танкиста».
От чьего имени ведется повествование?
Какие слова передают живую речь танкиста?
(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя.
Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного
стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).
О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что
забыл спросить мальчика, как его зовут?
(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того,
кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл
спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой
долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц,
но найти его невозможно.)
Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая
композиция). Как вы думаете, почему?
(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но
обязательную победу.)
Вывод (слово учителя):мы познакомились с одним из самых ярких
стихотворений о подвигах детей в войну. Что нового вы для себя узнали о
войне? (Ответ: то, что воевали и дети, боролись до конца, чтоб подарить нам
мир).6.Итог урока.
1. Почему поэты обращались к теме подвига детей на войне?
2. Прочитайте еще раз первую часть темы урока. Как вы теперь можете
объяснить эти слова?
Заключительное слово учителя:
Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не
могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и
мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13
миллионов детей – гибли дети всего мира.
Мы должны всегда помнить подвиг детейгероев, ценить наше мирное
время, мирное детство.
В завершении обратимся к стихотворению Роберта Рождественского и
прислушаемся к его словам.
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли,
Убейте войну.
Прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите
Через года
И жизнью наполните…
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,–
Заклинаю
Помните!
Роберт Рождественский.