Материал представляет собой план внеклассного мероприятия по литературе для учеников 5 - 8 классов. В ходе конференции ребята делятся своими исследованиями по теме. Работы оцениватся экспертной группой, в состав которой могут входить ученики, а могут и взрослые, гости данной конференции.Методическая разработка конференции по литературе для учеников 5-8 классов.
            
        
        
        
                    
                
                    Конференция.
Тема детства в русской и зарубежной литературе.
Выполнила: Степанова Е.А.,
учитель русского языка  литературы
МБОУ «Гимназия №16» г. ЛюберцыДетство в русской и зарубежной литературе.
Цели мероприятия :
создать условия для исследовательской деятельности учеников, 
     научить в процессе соревнования объективно оценивать свою работу и   
доклады соперников.
   Предварительно проводятся
 жеребьёвка, чтобы установить последовательность выступающих, и    
регистрация.
Звучит 1й куплет из песни в исполнении Пугачёвой «Куда уходит детство?»
  
Детство. О нём много сказано, спето, написано. Дети являются главными 
персонажами многих произведений русской и зарубежной литературы.
Слайд.
А какими изображены эти герои?
Вадим   Сергеевич   Шефнер   писал:  «Както   раз   я   спросил   у   одной
художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие
взрослые. Мадонна или просто какаянибудь женщина держит на руках
ребёнка   или   ведёт   его   за   ручку,   телом   он   совсем   маленький,   а   глаза
смотрят серьёзно.
Художница ответила мне примерно так. Старые мастера и вообще
большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека.
Ведь   главное   в   каждом   малыше   не   то,   что   он   ребёнок,   а   то,   что   он
человеческий ребёнок. И жизнь у него человеческая  трудная, сложная.
Конечно, детство  это заря жизни, это счастье. Но сам ребёнок этого
счастья не осознаёт. Вот вы в детстве были счастливы?»
Слайд  показывается во время прочтения.
Вопросы к присутствующим взрослым.
 Вы в детстве были счастливы?
 Какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите слово «детство»? Расскажите о какомнибудь ярком событии из Вашего детства.
 Какими прилагательными Вы бы охарактеризовали своё детство?
 Можете ли Вы сказать, что Ваше детство – золотая , счастливая пора?
А   теперь   обратимся   к   исследованиям   тех,   кто   ещё   находится   в   этой
замечательной поре, от кого детство пока ещё не ушло.
Что интересного вы заметили, изучая литературные произведения?
Какие впечатления вызвали у вас образы детей?
Для чего писатели так часто обращаются к этой теме? Что таким образом они
хотят сказать нам с вами?
Ребята выступают с докладами.
Слушатели оценивают выступления по критериям.
Критерии оценки выступления
К1 – Уникальность
Работа самостоятельная – 1б.
К2 – Научность
К3 – Владение 
литературоведческой 
терминологией
К4 – Знание содержания 
произведения
К5 – Композиционная 
стройность
Учащийся передаёт содержание
чужой работы – 0б.
Учащийся ограничился 
пересказом содержания 
произведения  0б.
Учащийся  не владеет
литературоведческой 
терминологией. – 0б.
Учащийся анализирует 
произведение, даёт 
характеристику героев, 
понимает проблему 
произведения, комментирует 
её. 1б.
Учащийся владеет
литературоведческой 
терминологией, сумел 
использовать не менее 3 
терминов – 1б.
Работа самостоятельная, 
докладчик знает содержание, 
не допускает фактических 
ошибок   1б
Прослеживается наличие 
вступления
основной части
Учащийся не читал 
произведения, допускает 
фактические ошибки – 0б
Отсутствие одной из 
обязательных композиционных 
частей – 0б.заключения – 1 б.
К6   Грамотная речь
12  речевые и грамматические 
ошибки – 2 б.
3  4 грамматические ошибки – 
1б.
Тема раскрыта   1 б.
Тема не раскрыта – 0б.
К7 – 
Раскрыта ли  тема?
Всего баллов
Выводы.
Итак, мы увидели, что
 Образы детей очаровательны
 Детство – важная пора в жизни каждого человека, происходит 
становление личности, 2колоссальный поток сведений, ощущений, 
переживаний» вливается в сознание, и во всём разобраться надо…»
 Особое место занимает описание детей в трудные для страны годы: 
дореволюционная Россия, годы Гражданской и Великой Отечественной 
войн, голод, разруха послевоенного времени. 
 Писателям важно показать, как самые незащищённые люди – дети в 
трудное время проявляют себя, как они преждевременно взрослеют.
Слайд (Из фильма «Судьба человека»)
А ещё считается, что дети – чистые, искренние, ещё ничем не испорчены –
являются   совестью   нашего   общества.   Их   поступки,   мысли,   слова   словно
говорят взрослым, какими нужно быть, каковы истинные ценности в жизни.