Тема: Электролитическая диссоциация

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала электролитическая диссоциация.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Тема: Электролитическая диссоциация Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   электролитическая   диссоциация   кислот, щелочей и солей в водных растворах; ионы, анионы и катионы. Т р е б о в а н и я :   знать   понятия   «электролитическая   диссоциация»,   «ион»; уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей. О б о р у д о в а н и е :   таблица   по   теме:   «Теория   электролитической диссоциации», динамические магнитные модели «Диссоциация NaCl», растворы уксусной и соляной кислоты. Х о д   у р о к а I. Фронтальный опрос. – Что такое растворение; раствор? – От чего зависит растворимость? – Как доказать, что растворение – физико­химический процесс? –   Какие   растворы   называют   насыщенными,   ненасыщенными   и пересыщенными? –   Какие   вещества   называют   хорошо   растворимыми,   малорастворимыми, практически нерастворимыми? По таблице растворимости приведите примеры таких веществ. – Что такое электролиты? – Какие классы веществ к ним относятся? – Что такое неэлектролиты? Приведите примеры неэлектролитов. II. Объяснение нового материала. – Рассмотрим, как в растворах электролитов появляются ионы. Например,   возьмем   NaCl.   (Учитель   показывает   плакат   или   динамичную модель, в учебнике с. 195, рис. 127). Полярные   молекулы   воды   –  диполи,   своими   отрицательными   полюсами притягиваются   к   положительным   ионам   кристаллической   решетки   NaCl   – катионам, а положительными – к анионам. Окруженные диполями воды ионы под действием теплового движения отрываются от кристалла и переходят в раствор. Процесс   распада   кристалла   электролита   на   ионы   называется электролитической диссоциацией.Этот процесс в 1887 г. открыл известный ученый Сванте Арретиус. Вещества   ионного   строения  (соли,  щелочи)   диссоциируют   на  ионы   в  одну стадию.   Это   записывают   с   помощью   уравнений   (используем   таблицу растворимости). Вещества с ковалентной полярной связью (кислоты) под действием диполей воды ионизируются. Вещества с ковалентной связью диссоциируют ступенчато: Диссоциация – обратимый процесс. Сравним электропроводность раствора соляной и уксусной кислот. Соляная кислота лучше проводит ток. Почему? Она в большей степени распадается на ионы.   Степень   распада   на   ионы   –   степень   диссоциации   определяет  силу электролита. Сильные электролиты  диссоциируют почти полностью (к ним относятся щелочи, растворимые соли, кислоты: HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4). Слабые электролиты  диссоциируют менее чем на 10 %, к ним относится аммиак (NH4OH), слабые кислоты: H2CO3, H2S, HNO2. Степень   диссоциации  (α)   –   это   отношение   числа   продиссоциировавших частиц (nд) к общему числу растворенных частиц (np).Положения  теории электролитической диссоциации 1.   При   растворении   в   воде   электролиты   диссоциируют   на   положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы). 2.   Под   действием   электрического   тока   катионы   движутся   к   катоду (отрицательному полюсу), анионы – к аноду (положительному полюсу). 3. Диссоциация – обратимый процесс. 4. Не все электролиты диссоциируют в равной мере. 5. Химические свойства электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. Д о м а ш н е е   з а д а н и е : § 35, 36 (до с. 201), упр. 4, 5.