Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ
Оценка 4.7

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
окружающий мир
3 кл
30.03.2018
Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы: – Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»? (Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.)
1 (6).doc
Окружающий мир  Урок 17, 18.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ Цели: –  Cоздать образ эпохи Средних веков, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения сохранившиеся со времен Средних веков. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы.  3  7  3  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску.  К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Можно предложить другой способ постановки проблемы: Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 2014 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. –  Что   вы   можете   сказать   о   человеке,   про   которого   говорят:   «имеет  средние способности»,   «учится  средне»,   «достижения   –   не   выше  среднего»?   (Слово «средний»  употребляется   в   значении   «посредственный»,   так   можно   сказать   о ком­то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.) На доске появляется запись:  средний = посредственный, без особенностей –  А   какое   значение   у   этого   же   слова   во   фразах:   «В  середине  леса   пролегла дорога»,   «попал   в   яблочко   –   в   самую  серёдку»,   «затесалась  среда  промеж вторника   и   четверга»?   (Здесь   слово  «средний»  употребляется   в   значении «посередине», «в центре».) На доске появляется запись:  средний = посередине, в центре – Что вы заметили? (У слова «средний» много значений.) –  Назовите   следующую   после   Древнего   мира   историческую   эпоху.   (Средние века.) – Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос? Ученики могут предложить множество вариантов, например: – Какое значение слова «средние» используется в названии эпохи? – Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная? Могут быть и другие вопросы, на основе которых ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:  Почему Средние века получили такое название – «средние»?  Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  От проблемы  урока провести  стрелки, под  которыми  ключевыми словами © ООО «Баласс», 2014 II. Поиск решения проблемы. записать основные версии: – Средние века были неинтересными, не было никаких особых достижений.  – Средние века находились посередине, в центре Всемирной истории. Можно записать и другие интересные предположения учеников. – Давайте составим план урока. 2  4  1  2  3  1 1. Цивилизации Средневековья. Проверку предположений учеников проводим по ленте времени, карте, тексту и иллюстрациям учебника. – Давайте вернёмся к ленте времени Всемирной истории на с. 44. Сколько всего исторических   эпох   выделено   учёными?   (5)   На   каком   месте   находится   эпоха Средних веков? (Третья по счету, в середине.) – Какая версия подтверждается этим фактом? (Средние = посередине) На доске под этой версией ставим знак «+». Можно вывесить карточку с условным изображением ленты времени, в середине которой написано «Эпоха Средних веков». – Рассмотрите карту мира эпохи Средних веков на с. 62–63. Сравните её с картой эпохи Древнего мира (с. 54–55). Задание можно выполнять фронтально или по группам:  • Какие цивилизации продолжили своё существование в эпоху Средних веков, а какие   исчезли?   (Сравнивая   карты   и   легенды,   ребята   сделают   вывод   об исчезновении цивилизаций Древнего Египта, Междуречья и т.д.) • Как изменились территории цивилизованного мира и мира первобытных племён? (Сделают   вывод   о   его   расширении,   в   том   числе   на   территории   будущей © ООО «Баласс», 2014 России.) •  С чем связаны названия многих средневековых цивилизаций? (Вывод о роли религий в жизни средневековых обществ.) •  Какие   постройки   сооружали   жители   разных   частей   света   в   эпоху   Средних веков?   (Вывод   о   том,   что   в   каждой   цивилизации   умели   делать   красивые сооружения, все они непохожи на постройки Древнего мира и одна на другую.) –  Можем   ли   мы   сказать,   что   эпоха   Средних   веков   –   посредственная,   без особенностей,   что   в   эти   времена   ничего   интересного   не   происходило?   (Нет, произошло много изменений.) –  Какая версия опровергается теми сведениями, которые вы добыли из карты? (Апровергается версия, что Средние века – посредственные.) На  доске   под   этой   версией   ставим  знак   «­».   Можно  вывесить   карточку  с изображением   карты   эпохи   Средних   веков,   фотографии   архитектурных сооружений. Если позволяет время, можно продолжить создание образа эпохи с помощью текста   фрагмента   «Мир   средневековых   цивилизаций»   и   иллюстрации «Технические   достижения   в   эпоху   Средних   веков»   на   с.   64.   В   конце   этой работы также должен прозвучать вывод, что эпоху Средних веков нельзя назвать неинтересной, посредственной. Многое из того, чем мы пользуемся сейчас, пришло к нам из этой эпохи.  2. Государство и общество.  – Мы выяснили, что Средние века были очень интересной эпохой. В чём ещё была её особенность? Прочитайте и выполните задание к схеме на с. 65. Итак, из каких групп населения состояло средневековое общество?  © ООО «Баласс», 2014 После   того   как   ребята   назовут   воинов,   землевладельцев,   священников, горожан и земледельцев, учителю необходимо дополнить ответы учеников пояснением,   что   принадлежность   к   каждому   сословию   передавалась   по наследству. Человек, как правило, не мог выбирать себе профессию сам, а должен был наследовать занятие своих родителей.    –  В современном обществе так же? (Нет, люди не обязаны выполнять ту же работу, что и родители.)  Постарайтесь   в   обсуждении   этого   материала   освежить   с   ребятами первичные   представления   о   таких   базовых   понятиях,   как   «общество», «государство», «демократия».  На доску вывешиваем карточку с надписью «воля государства» (можно в виде такого же флажка, как на схеме).  3.      М   ораль эпохи Средних веков. Ученики   читают   по   ролям   или   по   цепочке   фрагмент   «Единоверцы   и иноверцы».  –  Правильно ли поступали  люди Средневековья по отношению к иноверцам с нашей, современной точки зрения? Можем ли мы с ними согласиться? Почему у нас с ними разное представление о добре? (У нас разная мораль!) Проверим   нашу   догадку   о   различии   средневековой   и   современной   морали   – прочтём   финал   текста:  «Настоящим   человеком,   к   которому   нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры». На   доску   вывешиваем   карточку   с   изображением   различных   религиозных символов (см. с. 94–95 учебника), можно без подписей, так как материал о религиях будет изучаться позднее.  Если на тему выделено два часа, то на втором уроке, кроме работы с © ООО «Баласс», 2014 ΙII.  Самостоятельное  применение  знаний. фрагментом   по   морали,   предполагается   выслушать   сообщения   об архитектурных памятниках средневековых цивилизаций (подготовленные ребятами дома индивидуально или по группам). 2  4  1  2  3  1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Средние века получили такое название «средние»?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что эпоха Средних веков получила свое название из­за расположения в середине ленты времени Всемирной истории. Она оставила нам множество достижений,   Но   мораль Средневековья отличается от современной.  Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­ два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.    памятников   архитектуры.   изобретений, Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2014 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ IV. Домашнее  задание. V. Итог урока. Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать   творческое задание: – Нарисуй, чем была богата общечеловеческая культура в эпоху Средних веков? 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ: Справочные сведения об архитектурных памятниках При   выделении   на   данную   тему   двух   часов   данный   материал   может   быть   использован   для   подготовки учениками сообщений, в случае если энциклопедическая литература будет недоступна.  Успенский собор во Владимире. Русь. Князь Андрей (сын Юрия Долгорукого) решил сделать столицей унаследованного им княжества не Ростов и не Суздаль – оплоты местной знати, а молодой город Владимир. Под Владимиром, на месте остановки, Андрей основал город­замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвание Боголюбского. Размах   строительства,   предпринятого   Андреем,   не   может   не   удивлять:   за   восемь   лет   его   правления   в княжестве, которое стало называться Владимиро­Суздальским, было возведено больше каменных зданий, чем за © ООО «Баласс», 2014 тридцать два года правления Юрия Долгорукого. Но самым важным был даже не масштаб, а новая направлен­ ность деятельности энергичного князя. Андрей не пожелал владеть Киевом: в 1169 г. владимиро­суздальские войска под   командованием   среднего   сына   Андрея   Боголюбского   захватили   город,   но   князь   отдал   его   племяннику   – двенадцатилетнему отроку, младшему в роду. Этим впервые в русской истории киевский престол был поставлен ниже другого. Князь не собирался переселяться в отвергнутый город: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, который не уступал бы прославленному образцу. Новый Владимирский Успенский собор (1158–1160 гг.), заложенный князем Андреем, высотой превосходил все соборы Святой Софии на Руси – и киевский, и новгородский, и полоцкий. По площади храм Андрея Боголюбского был значительно меньше Софии Киевской и обладал поразительной лёгкостью и стройностью. Стены и столбы стали тоньше, чем в постройках Юрия Долгорукого; вместо как бы растекающихся по стене выступов­лопаток появились плоские   четырёхгранные   полуколонны   –   пилястры.   Наложенные   на   них   тонкие   полуколонки,   на   глазах   словно растущие   вверх,   заканчивались   изящными   лиственными   капителями.   Незамысловатые   арочки   преобразились   в красивый пояс из колонок, свисающих подобно бахроме. Между колонками, очевидно позолоченными, были написаны изображения святых. Сверкали золочёной медью также порталы, глава и несущий её барабан. Владимирские   горожане   первыми   из   жителей   Древней   Руси   смогли   полюбоваться   и   резными   каменными рельефами.   На   одном   из   них   грифоны   (фантастические   существа   с   львиным   туловищем,   орлиными   головой   и крыльями) возносили на небо Александра Македонского. С другого рельефа смотрели фигурки сорока севастийских мучеников, брошенных в холодное озеро, с третьего – три отрока, ввергнутые вавилонским царём Навуходоносором в горящую печь. А вошедшего в храм поражали яркие росписи, полы из цветных майоликовых плиток, сделанных из обожжённой глины и покрытых глазурью, драгоценные ткани и ковры. Весь облик собора стал совершенно другим: не суровый воин заказал возвести эту постройку, а рачительный хозяин и утончённый ценитель искусства.  (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 282.) Собор Нотр­Дам де Пари (Парижской Богоматери). Париж. Готическое искусство первоначально возникло и развивалось во французской провинции Иль­де­Франс (центре королевских владений). Во многом это было связано с усилением могущества французского государства, укреплением королевской власти, ростом городов. Расцвет ли­ © ООО «Баласс», 2014 тературы, науки, разнообразных ремёсел превратил Париж, главный город провинции Иль­де­Франс, в столицу европейской культуры. «Печь, где выпекается духовный хлеб человечества» – так назвал Иль­де­Франс один из современников той эпохи. Величественный  Нотр­Дам де  Пари был заложен  в 1163 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV в. Нотр­Дам де Пари представляет собой базилику длиной 129 метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного – трансепта. В храм ведут три входа­портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними   находятся   ниши   со   статуями   –   так   называемая   королевская   галерея:   изображения   библейских   царей   и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно­роза,   а   над   боковыми   порталами   вытянулись   вверх   окна   под   стрельчатыми   арками.   На   башнях   собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ – химер. В   Нотр­Дам   де   Пари   соединились   черты   романского   и   готического   стилей.   Массивные   башни   фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатые арки и множество окон – характерные черты готического искусства. К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры относятся соборы в Реймсе и Амьене. Собор в Реймсе (1211–1330 гг.), где короновались французские короли, – величественный памятник королевской власти и могуществу.   В   то   же   время   это   свидетельство   силы   и   богатства   самого   города   и   его   жителей,   активно участвовавших в строительстве. Собор в Амьене (1218–1268 гг.) – длиной 145 и высотой 42,5 метра – самый крупный во Франции. Впечатление, которое производят на зрителя эти соборы и подобные им архитектурные памятники зрелой готики,   передают   следующие   слова   известного   русского   искусствоведа   XIX   в.   П.П.   Гнедича:   «Эти   бесконечно переплетающиеся   аркады   и   своды,   кажется,   ведут   куда­то   в   иной   мир.   Всё   стремится   к   чему­то   высшему, гигантскому... на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды вздымаются выше и выше; над ними идут колокольни, далее колокольни ещё и ещё, и их острые ба­ шенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй   и   гробниц   окутан   кружевом   изящного   орнамента...   То   высшее   проявление   готики,   до   которого   дошла © ООО «Баласс», 2014 средневековая   архитектура,   может   бесспорно   быть   названо   парадоксальным.   Это   не   здания,   это   какие­то ювелирные работы, трактованные в колоссальном размере».  (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 248.) Мечеть Куббат ас­Сахра (Купол скалы). Иерусалим. Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас­Сахру – третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас­ Сахры   с   важнейшим   событием   Священной   истории   ислама   –   чудесным   вневременным   ночным   путешествием Мухаммада  из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу  Аллаха. Тогда Пророку было  дано наставление относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад. Куббат ас­Сахра была воздвигнута в 687–691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, – здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил   Иерусалимский   храм.   По   словам   историка   Х   в.   аль­Мукадцаси,   это   здание   должно   было   затмить находящуюся рядом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы мусульман» её великолепием и огромностью.   В  874   г.   арабский   историк   аль­Йакуби   писал  по   поводу   места   возведения   и   архитектуры   иеруса­ лимской святыни: «Это Скала, о которой сообщают, что на неё Посланник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль­Малик построил над Скалой купол... и люди взяли в обычай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Мусульмане воспринимали Куббат ас­Сахру как символ победы и торжества ислама. Зодчим удалось создать сооружение, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, излучающий золотое сияние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище. Внутри Куббат ас­Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморными колоннами   обрамляют   скалу,   выступающую   над   уровнем   пола   на   полтора   метра.   Высота   подкупольного © ООО «Баласс», 2014 пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устойчивость и удивительную   пропорциональность.   Соразмерность   Куббат   ас­Сахры   связана   также   с   тем,   что   в   ней   число архитектурных элементов каждого вида кратно четырём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоциируется с четырьмя буквами в арабском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы. Внутреннее   убранство   здания   поражает   великолепием.   Его   стены   облицованы   узорчатыми   мраморными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними протянулись массивные балки, которые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Купол, заново   поставленный   в   1022   г.,   изнутри   покрыт   узорным   рельефом   и   росписью.   Не   менее   пышно   и   наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв. Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов – мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» – показывают, как приобретало характерные   черты   искусство   мусульманского   Средневековья.   Сюжетные   линии,   связывающие   изображения   с реальностью, постепенно утрачивались. Всё большее значение приобретала декоративность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмерным, объёмная трактовка фигур – их силуэтной или контурной прорисовкой. В композицию вводились  мотивы, выработанные официальным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом   искусстве   Ирана,   Ирака,   Сирии,   Египта   и  мусульманской   Испании,  эти   традиции   утвердились   в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.  (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 572.) Храм   Кандарья   Махадева.   Индия.  Крупнейшими   храмовыми   центрами   раннего   и   зрелого   Средневековья, расположенными в Центральной и Юго­Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (Х–Х1 вв.). Отдельные части здания – святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход – находятся на   одной   оси   и   плотно   примыкают   друг   к   другу.   Каждая   из   этих   частей   завершена   обособленной   башенной надстройкой. Башня святилища – самая высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению к © ООО «Баласс», 2014 входу. Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения   фигур   мужчин   и   женщин   –   одни   из   лучших   в   средневековом   искусстве.   Лёгкие   наклоны   и выразительная   пластика   фигур   создают   прихотливый   сложный   ритм   всего   скульптурного   оформления   этого сооружения.   Ансамбль   в   Кхаджурахо   представляет   собой   великолепный   образец   художественной   культуры,   в котором воплощён принцип единства.  Эту особенность индийского искусства  так охарактеризовал знаменитый философ XIX–XX вв. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал – слияние со Вселенной». Таким образом, в произведениях средневековой скульптуры воплощаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в монументальном искусстве Индии.  (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 598.) Пирамида   в   г.   Тикаль.   Государство   Майя.   (Ныне   Тикаль   расположен   на   территории   Гватемалы.)  Майя, предки современных индейцев майя, принадлежали к цивилизации, влияние которой распространялось на обширные территории центральноамериканских равнин и плоскогорий. Специфика их культуры определялась религиозными ритуалами, страной правили жрецы. Весьма совершенный календарь майя был рассчитан на различные хронологи­ ческие   циклы   –   от   260   дней   до   52   лет.   Попытки   как­то   согласовать   этот   календарь   с   европейским   принесли несовпадающие   и   противоречивые   результаты.   Исследователи   склонны   считать,   что   вершины   своего   развития культура майя достигла между IV и Х веками н.э. Тикаль,   расположенный   в   северных   низинах   ареала,   где   обитали   майя,   был,   вероятно,   самым   крупным центром их культуры в классическом её выражении. В центре города находилась большая площадь, ограниченная с западной и восточной сторон пирамидами, а с севера – акрополем. Вокруг этой площади на пространстве в 16 км2 стояло ещё около 3000 зданий. Число жителей, по различным оценкам, составляло от 10 000 до 45 000 человек. В акрополе,   судя   по   всему,   люди   постоянно   жили   на   протяжении   одиннадцати   веков.   На   сегодняшний   день сохранилось всего 16 храмов. Некоторые стоят на руинах более древних сооружений, среди которых есть и гробницы с удивительными по красоте росписями. Этот культовый центр занимает площадь в 2,5 км2. Площади и храмы соединены пешеходными дорожками. Кроме того, здесь великое множество так называемых малых дворцов – одноэтажных домов с оштукатуренными © ООО «Баласс», 2014 и  нарядно   украшенными  комнатами.   Как  и  многие   другие  архитектурные  сооружения майя,   они  строились   на платформах.   Главные   религиозные   храмы   возводились   на   большом   возвышении,   что   придавало   им   более   ве­ личественный вид и позволяло большому числу людей наблюдать за отправлением религиозного обряда. Но даже относительно невзрачные и простые дома вдалеке от центральной площади строились на платформах из глины, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей. Каменные скульптуры и резные фигурки из дерева сапотиллы изображают вождей майя и сцены религиозных обрядов. Резьбой украшены карнизы дверей в некоторых дворцах, а также деревянные притолоки в храмах. В Тикале шесть очень отвесных пирамид, на верхние площадки которых можно подняться по лестнице. На этих площадках располагались   ритуальные   помещения.   Самая   большая   из   пирамид   достигает   в   высоту   70   метров.   Пирамиды служили   гробницами   для   богатых   и   уважаемых   людей,   которых   хоронили   здесь   вместе   с   бесчисленными погребальными дарами, в числе которых были и обильные съестные припасы, предназначавшиеся для умершего на время   его   долгого   пути   в   мир   иной.   Перед   храмами   и   дворцами   нередко   можно   увидеть   каменные   стелы (вертикально   установленные   плиты),   на   которых   чаще   всего   изображён   вождь   или   воин,   попирающий   ногой поверженного противника. Понятие   «город»   применимо   к   Тикалю   весьма   условно.   Это   был   важный   религиозно­культовый   центр,   в окрестностях которого во множестве селились люди. Большинство индейцев майя отнюдь не утопали в роскоши, но   свои   храмы   и   могилы   они   старались   украсить   как   можно   богаче.   Из   боязни   прогневить   богов,   жрецов   и правителей, а пуще всего – мёртвых они создали монументы, которые и сегодня поражают своим величием, внушая почтение и благоговейный трепет.  (Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов. – М.: Терра, 1998. – С. 150.) © ООО «Баласс», 2014

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018