Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ
Тема: Галогены и их соединения.
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : галогены, хлороводород, соляная кислота и
ее соли.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием галогенов и их
соединений, распознавать опытным путем хлоридионы.
Ц е л и : на примере галогенов показать характерные свойства неметаллов,
закономерности изменения неметаллических свойств в подгруппе; сформировать
знания о химических свойствах галогеноводородов и галогенидов металлов, о
качественной реакции на галогениды.
О б о р у д о в а н и е : хлор в колбе, бром в ампуле, кристаллы йода в ступке,
сурьма, порошок алюминия, бромид калия, йодид калия, хлорная вода,
крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода, пробирки; хлорид натрия
(кристаллический), концентрированная серная кислота, пробка с газоотводной
трубкой, индикаторы, раствор нитрата серебра, пробирки, магний, растворы
NaOH, Na2СО3.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с по § 17, у п р . 1, 2, 4 – у д о с к и .
II. Объяснение нового материала.
В ы я в л е н и е общего в строении и свойствах галогенов (двухатомные
молекулы, летучие, с водородом и металлами проявляют степень окисления –1, в
соединениях с кислородом могут иметь степени окисления +1, +3, +5, +7).
О б с у ж д е н и е изменения строения атомов и свойств галогенов с увеличением
заряда ядра.
Учитель демонстрирует взаимодействие хлора с сурьмой, алюминия с
йодом, окраску лакмуса в хлорной воде, вытеснение хлором брома и йода из
соответствующих галогенидов, качественную реакцию на йод с крахмалом.
Учащиеся записывают уравнения реакций.На примере хлора можно обобщить свойства галогенов:
Галогеноводороды можно получить не только соединением водорода с
галогеном, но и взаимодействием концентрированной серной кислоты с
галогенидом.
Учитель демонстрирует получение НСl, его растворение в воде и реакции,
подтверждающие кислотные свойства НСl. Особо демонстрируются
реакции между хлоридом, бромидом, йодидом и нитратом серебра,
отмечается цвет и характер осадков. Записываются уравнения проведённых
реакций.
Р е ш е н и е у п р а ж н е н и й на превращение, распознавание галогенов и их
соединений.
Домашнее задание: § 18, 20; § 19, упр. 4.