Тема: Генетические ряды металлов и неметаллов. Участие простых веществ в окислительно-восстановительных реакциях.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Генетические ряды.docx
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ Тема: Генетические ряды металлов и неметаллов.  Участие простых веществ  в окислительно­восстановительных реакциях. Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   основные   классы   неорганических   веществ. Простые   вещества   (металлы   и   неметаллы).   Окислительно­восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Т р е б о в а н и я   к   у р о в н ю   п о д г о т о в л е н н о с т и   в ы п у с к н и к о в . З н а т ь :   классификацию неорганических веществ; п о н я т и я : окислитель и определять восстановитель, принадлежность   веществ   к   определенному   классу,   составлять   уравнения реакций, доказывающих генетическую связь неорганических веществ.   окисление   и   восстановление;  у м е т ь :  Ц е л ь :  актуализировать знания учащихся о классификации неорганических веществ, их генетической связи, химических свойствах металлов и неметаллов, об окислительно­восстановительных реакциях, окислителе, восстановителе. О б о р у д о в а н и е : магниевые стружки, раствор соляной кислоты, спиртовка, спички, щипцы для сжигания веществ, вода, сера (порошок), ложка для сжигания веществ,   колба   с   пробкой,   индикаторы,   раствор   гидроксида   натрия, демонстрационные пробирки или стаканчики, демонстрационный столик. Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания. В о п р о с ы   д л я   у с т н о г о   о т в е т а : а) Структура периодической системы. Строение   атома.   Физический   смысл   номера   группы,   периода,   химического элемента; б) Закономерности и причины изменения свойств элементов в группе и периоде. Проверка упр. 5, 6 § 3; в) Современная формулировка периодического закона, его значение. Проверка упр. 9, 10 § 3, упр. 1 § 1. II. Беседа с записями в тетради. На   основании   строения   атома   мы   предполагаем   химические   свойства элементов и образованных ими простых веществ. Как практически доказать, что данный   элемент   –   металл   или   неметалл?   Для   этого   нужно   вспомнить классификацию и химические свойства веществ. Составим в тетради схему:Горизонтальные ряды, соединённые стрелками, – генетические ряды металлов и неметаллов. Вещества противоположных генетических рядов взаимодействуют друг с другом (это показано линиями). Составьте генетические ряды магния и серы. Судя по нашей схеме, для того чтобы доказать, что данное вещество – металл, можно: а) провести его реакцию с неметаллом или кислотой; б) получить его оксид или гидроксид и провести их реакцию с кислотой. Осуществим это практически (на примере взаимодействия магния с соляной кислотой). Запишем уравнение реакции: Проставим   степени   окисления   всех   элементов.   Какие   элементы   изменили степень   окисления?   Как   называются   реакции,   в   которых   меняются   степени окисления элементов? Что такое окислитель, восстановитель? Покажем переход электронов: Растворим полученный оксид в воде:Проверим среду фенолфталеином. Растворим оставшийся оксид в соляной кислоте: Таким образом, мы подтвердили, что Mg – металл, а его оксид и гидроксид имеют основный характер. Для того чтобы доказать, что элемент – неметалл, можно: а) провести его реакцию   с   металлом;   б)   получить   его   оксид   или   гидроксид   и   провести   их реакции со щёлочью. Воспользуемся вторым способом – сожжём серу в колбе: Растворим продукт реакции в воде: щёлочью:   проверим   среду   метилоранжем,   нейтрализуем   раствор Мы подтвердили, что S – неметалл, и её оксид и гидроксид имеют кислотный характер. Домашнее задание: § 1, упр. 2, 3, 4, 5, 6, 10.