Тема: Группы крови. Переливание крови.
Цели урока:
формирование понятий о группах крови человека и причинах групповых различий; резусфакторе;
выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины;
развитие умения делать выводы и обобщения;
продолжить формирование навыков воспитания о заботе по сохранению своего здоровья;
воспитывать гуманное отношения к людям.
Оборудование: Презентация по теме «Группы крови», мультимедийный проектор; экран; таблица
«Кровь».
1. Актуализация знаний
Какова общая характеристика крови?
Ход урока
Кровь — вид соединительной ткани, или, образно говоря, „жидкая ткань“. Она
составляет около 7 процентов от массы тела. У взрослого мужчины объём крови равен
приблизительно 5,9 литра, у женщины — 3,9 литра.
Из каких компонентов состоит кровь? Определите, какие клетки крови изображены на
фотографиях, дайте им характеристику?
Откуда известно, что кровь имеет именно такой состав?
Анализ крови — один из наиболее распространённых методов медицинской диагностики.
Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии
организма.
2. Мотивационный этап
Сколько крови в организме человека?
Является ли это количество строго постоянным?
При каких условиях объем крови в организме может измениться?
Одно из самых распространенных заболеваний крови – малокровие.
(с/р с.141 1 абзац) найти ответы на вопросы:
1. Медицинское название малокровия
2. Причины малокровия
(Заполнение таблицы в результате эвристической беседы)
Причина малокровия
Недостаток эритроцитов, снижение
количества гемоглобина
Плохое питание
Меры борьбы
Переливание крови
Fе – морепродукты, мясо, гречка, фасоль,
яблоки, капуста и …
лечение
лечение
Переливание крови
Нарушение функций красного костного
мозга
Инфекционные заболевания
Потеря крови (травмы с разрывом сосудов)
О чем мы сегодня поговорим? Какова тема урока?
Что мы должны изучить?
Из истории переливания крови:
Лечить малокровие пытались с древних времен:
Еще др. греки (Пифагор, Гомер, Овидий) описывали попытки использовать кровь человека для
лечения – больным давали пить кровь человека или животных. Естественно, это не приносило
успеха.
1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания
крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними
скончался и сам папа.
в 1667 г. во Франции Ж. Дени произвел внутривенное переливание крови, обескровленному от
кровопускания умирающему душевнобольному юноше перелили кровь ягненка. Чужеродная кровь
вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел. Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки переливания крови оказались
неудачными. Родственники погибших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание
было запрещено законом на 150 лет.
в 1819 г в Англии переливание крови от человека человеку. Бландем Остались воспоминания одной
из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра
донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“.
в России в 1832 г его произвел петербургский врач Вольф. Спас женщину, находившуюся при
смерти изза большой кровопотери после маточного кровотечения.
А дальше все пошло постарому: то блестящий успех, то тяжелые осложнения вплоть до
смерти. Осложнения были такими же, как после переливания крови животных. Значит, в некоторых
случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого.
(Постановка вопросов к кейсу)
Что не было учтено при первых попытках переливания крови?
Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и
спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?
Какие знания о собственной крови необходимо иметь?
Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом?
3. Формирование новых знаний
(вопрос кейса №1,2)
1901г – На этот вопрос в начале XX в. дали ответ немецкий ученый П.Эрлих и его ученик австриец
К. Ландштейнер, открывщий три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще и IV
группу крови.
Ландштейнер обратил внимание на то, что иногда сыворотка крови одного человека склеивает
эритроциты крови другого. Это явление получило название агглютинации.
Агглютинация – свойство эритроцитов склеиваться при действии на них белков плазмы другого
человека.
Белки крови
Агглютиногены
(склеиваемые вещества)
В эритроцитах
А,В
Агглютинины
(склеивающие вещества)
В плазме
α,β
Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови: (учебник с.139,
рисунок – анализ)
I (0)
II (А)
III (В)
IV (АВ)
Какая кровь лучше? Какую кровь хотели бы иметь?
Правила переливания крови:
Донор – человек, дающий кровь.
Реципиент – человек, которому вливают кровь.
Совместимость групп крови
Плазма
(агглютинины)
Эритроциты
(агглютиногены)
I α,β
II β
III α
IV 0
I (0)
II (А)
III (В)
IV (АВ)
+
+
+
+
+
+
+
Реципиенты
I
I, II
I, III
Универс.
реципиент
Доноры
Универс.
II, IV
III, IV
IV донор
+ агглютинация
отсутствие агглютинации
Читаем табл. сверху вниз – доноры:
Кровь I группы можно переливать всем – универсальные доноры!
II – ко II, IV
III – к III, IV
IV – только к IV
Читаем таблицу по горизонтали реципиенты:
К I можно перелить – I
Ко II можно перелить – I, II
К III можно перелить I, III
К IV можно перелить – все – универсальный реципиент!
Итоги этапа: (обсуждение вопросов 1,2 кейса)
Резусфактор
Однако, при переливании крови, даже при тщательном учете групповой принадлежности донора и
реципиента иногда встречались тяжелые осложнения.
(с/р с.139) найти ответы на вопросы:
Чем обусловлены осложнения?
На какие две группы делятся люди в зависимости от данного фактора?
85 % людей содержат белок – резусположительные
15 % людей белка не имеют – резусотрицательные
На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и
при беременности.
Так к «+» «+», «»
К «» ?, при переливании «+», в крови у «» формируются специфические антитела.
Что произойдет при повторном переливании резус – «+» крови резус «» человеку? (агглютинация,
шоковое состояние)
Это происходит в том случае, если мать «», а отец «+», а плод унаследовал «+» кровь. Эритроциты
плода попадают в кровь матери, у которой нет резусбелка, и против них вырабатываются антитела.
Вещества крови матери через плаценту вновь попадают в организм ребенка, теперь уже имея
антитела против эритроцитов ребенка. Возникает резус – конфликт – разрушение эритроцитов,
гемолитическая желтуха. С каждой новой беременностью концентрация антител возрастает, что
может привести к гибели плода.
Профилактика: ранняя диагностика резус фактора, переливание крови сразу после рождения;
введение матери после родов лекарств убивающих антитела к резус фактору.
Итог этапа: обсуждение вопроса 3 кейса. Какие знания о собственной крови необходимо
иметь?
Донорство
Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом?
Кровь есть у всех. Это такая же ткань как и кожа, мышцы и т.д.. Переливания крови от одного
организма другому (гемотрансфузия), это тоже именно что и трансплантация пересадка тканей,
только процесс пересадки происходит намного проще.
Принципы, на которых основан институт "донорства крови":
1. Донорство дело это сугубо добровольное
2. Донор может сдать кровь за деньги или бесплатно то есть даром
3. Кровь для лечебной цели может быть взята не обязательно у человека
4. Донором может стать любой дееспособный гражданин от 18 до 60 лет, прошедший мед.
обследование
5. И естественно если взятие крови не нанесет донору вреда
Для того, чтобы стать донором, обязательны
1.возраст от 18 до 60 лет;
2. вес не менее 50 кг; 3. хорошее самочувствие.
Значение знаний о группах крови:
Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали
бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на
войне, от невозможности осуществления переливания крови.
Знание групп крови имеет общеизвестное судебномедицинское значение:
а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах
б) определение отцовства
в) Rhзначение при беременности (резус конфликт!)
С чем из данных значений мы знакомы?
Что предстоит узнать на следующем занятии?
Первичное применение знаний.
Обсуждение вопросов кейса.
Биологический диктант:
Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк
крови, называется
Человек, получающий чтолибо (кровь, органы) от донора, называется
Слипание эритроцитов при действии на них белков плазмы другого человека, называется –
Белок находящийся в эритроцитах крови, способный подвергаться агглютинации –
Людей, с какой группой крови называют универсальными донорами –
Как называется белок, способный вызывать гемолитическую желтуху плода у резус –
отрицательной матери –
Добровольная сдача крови дееспособным гражданином от 18 лет, прошедшим медицинское
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
обследование
Рефлексия.
Выберите утверждение которое вам ближе всего:
Знания полученные на уроке:
важны для будущей жизни
не знаю и знать не хочу
Д/З
Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс
Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс
Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс
Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.