Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс
Оценка 4.6

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
10.04.2018
Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс
Публикация является частью публикации:
кровь.docx
Тема: Группы крови. Переливание крови. Цели урока:  ­ формирование понятий о группах крови человека и причинах групповых различий; резус­факторе;  выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины;  ­ развитие умения делать выводы и обобщения;  ­ продолжить формирование навыков воспитания о заботе по сохранению своего здоровья;  воспитывать гуманное отношения к людям. Оборудование: Презентация по теме «Группы крови», мультимедийный проектор; экран; таблица  «Кровь». 1. Актуализация знаний ­ Какова общая характеристика крови? Ход урока Кровь — вид соединительной ткани, или, образно говоря, „жидкая ткань“. Она  составляет около 7 процентов от массы тела. У взрослого мужчины объём крови равен  приблизительно 5,9 литра, у женщины — 3,9 литра.  ­ Из каких компонентов состоит кровь? Определите, какие клетки крови изображены на  фотографиях, дайте им характеристику? ­ Откуда известно, что кровь имеет именно такой состав? Анализ крови — один из наиболее распространённых методов медицинской диагностики.  Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии  организма. 2. Мотивационный этап ­ Сколько крови в организме человека? ­ Является ли это количество строго постоянным? ­ При каких условиях объем крови в организме может измениться?  Одно из самых распространенных заболеваний крови – малокровие. (с/р с.141 1 абзац) найти ответы на вопросы: 1. Медицинское название малокровия 2. Причины малокровия  (Заполнение таблицы в результате эвристической беседы) Причина малокровия Недостаток эритроцитов, снижение  количества гемоглобина Плохое питание Меры борьбы Переливание крови Fе – морепродукты, мясо, гречка, фасоль,  яблоки, капуста и … лечение лечение Переливание крови Нарушение функций красного костного  мозга Инфекционные заболевания Потеря крови (травмы с разрывом сосудов) ­ О чем мы сегодня поговорим? Какова тема урока? ­ Что мы должны изучить? Из истории переливания крови: Лечить малокровие пытались с древних времен: ­ Еще др. греки (Пифагор, Гомер, Овидий) описывали попытки использовать кровь человека для  лечения – больным давали пить кровь человека или животных. Естественно, это не приносило  успеха. ­ 1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII  пытался вернуть себе молодость с помощью вливания  крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними  скончался и сам папа. ­ в 1667 г. во Франции Ж. Дени произвел внутривенное переливание крови,  обескровленному от  кровопускания умирающему душевнобольному юноше перелили кровь ягненка. Чужеродная кровь  вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел. Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки переливания крови оказались  неудачными. Родственники погибших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание  было запрещено законом на 150 лет.  ­ в 1819 г в Англии переливание крови от человека человеку. Бландем Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра  донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“. ­ в России в 1832 г его произвел петербургский врач Вольф. Спас женщину, находившуюся при  смерти из­за большой кровопотери после маточного кровотечения.  А дальше все пошло по­старому: то блестящий успех, то тяжелые осложнения вплоть до  смерти. Осложнения были такими же, как после переливания крови животных. Значит, в некоторых  случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого. (Постановка вопросов к кейсу) ­ Что не было учтено при первых попытках переливания крови? ­ Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и  спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? ­ Какие знания о собственной крови необходимо иметь? ­ Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом? 3. Формирование новых знаний (вопрос кейса №1,2)  1901г – На этот вопрос в начале XX в. дали ответ немецкий ученый П.Эрлих и его ученик­ австриец   К. Ландштейнер, открывщий три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще и  IV  группу крови. Ландштейнер обратил внимание на то, что иногда сыворотка крови одного человека склеивает  эритроциты крови другого. Это явление получило название агглютинации. Агглютинация – свойство эритроцитов склеиваться при действии на них белков плазмы другого  человека. Белки крови Агглютиногены (склеиваемые вещества) В эритроцитах А,В Агглютинины (склеивающие вещества) В плазме α,β Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови: (учебник с.139,  рисунок – анализ) I (0) II (А) III (В) IV (АВ) ­ Какая кровь лучше? Какую кровь хотели бы иметь? Правила переливания крови: Донор – человек, дающий кровь. Реципиент – человек, которому вливают кровь. Совместимость групп крови Плазма (агглютинины) Эритроциты (агглютиногены) I α,β II β III α IV 0 I (0) II (А) III (В) IV (АВ) ­ ­ ­ ­ + ­ + ­ + + ­ ­ + + + ­ Реципиенты I I, II I, III Универс. реципиент Доноры Универс. II, IV III, IV IV донор + агглютинация ­ отсутствие агглютинации Читаем табл. сверху вниз – доноры: Кровь I группы можно переливать всем – универсальные доноры! II – ко II, IV III – к III, IV IV – только к IV Читаем таблицу по горизонтали ­ реципиенты: К I можно перелить – I Ко II можно перелить – I, II К III можно перелить ­  I, III К IV можно перелить – все – универсальный реципиент!  Итоги этапа: (обсуждение вопросов 1,2 кейса) Резус­фактор Однако, при переливании крови, даже при тщательном учете групповой принадлежности донора и  реципиента иногда встречались тяжелые осложнения. (с/р с.139) найти ответы на вопросы: ­ Чем обусловлены осложнения? ­ На какие две группы делятся люди в зависимости от данного фактора? 85 % людей содержат белок – резус­положительные 15 % людей белка не имеют – резус­отрицательные На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и  при беременности. Так к «+» ­ «+», «­» К «­» ­ ?, при переливании «+», в крови у «­» формируются специфические антитела. ­ Что произойдет при повторном переливании резус – «+» крови резус ­«­» человеку? (агглютинация, шоковое состояние) Это происходит в том случае, если мать «­», а отец «+», а плод унаследовал «+» кровь. Эритроциты  плода попадают в кровь матери, у которой нет резус­белка, и против них вырабатываются антитела.  Вещества крови матери через плаценту вновь попадают в организм ребенка, теперь уже имея  антитела против эритроцитов ребенка. Возникает резус – конфликт – разрушение эритроцитов,  гемолитическая желтуха. С каждой новой беременностью концентрация антител возрастает, что  может привести к гибели плода. Профилактика: ранняя диагностика резус фактора, переливание крови сразу после рождения;  введение матери после родов лекарств убивающих антитела к резус фактору. Итог этапа: обсуждение вопроса 3 кейса. Какие знания о собственной крови необходимо  иметь? Донорство ­ Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом? Кровь есть у всех. Это такая же ткань как и кожа, мышцы и т.д.. Переливания крови от одного  организма ­другому (гемотрансфузия), это тоже именно что и трансплантация ­ пересадка тканей,  только процесс пересадки происходит намного проще. Принципы,  на которых основан институт "донорства крови": 1. Донорство ­ дело это сугубо добровольное  2. Донор может сдать кровь за деньги или бесплатно ­ то есть даром  3. Кровь для лечебной цели может быть взята не обязательно у человека  4. Донором может стать любой дееспособный гражданин от 18 до 60 лет, прошедший мед.  обследование  5. И естественно если взятие крови не нанесет донору вреда  Для того, чтобы стать донором, обязательны 1.возраст от 18 до 60 лет; 2. вес не менее  50 кг; 3. хорошее самочувствие. Значение знаний о группах крови: Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на  войне, от невозможности осуществления переливания крови. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно­медицинское значение: а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах б) определение отцовства в) Rh­значение при беременности (резус конфликт!) ­ С чем из данных значений мы знакомы? ­ Что предстоит узнать на следующем занятии? Первичное применение знаний. ­ Обсуждение вопросов кейса. ­ Биологический диктант: Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк  крови, называется ­ Человек, получающий что­либо (кровь, органы) от донора, называется ­  Слипание эритроцитов при действии на них белков плазмы другого человека, называется –  Белок находящийся в эритроцитах крови, способный подвергаться агглютинации –  Людей, с какой группой крови называют универсальными донорами –  Как называется белок, способный вызывать гемолитическую желтуху плода у резус –  отрицательной матери –  Добровольная сдача крови дееспособным гражданином от 18 лет, прошедшим медицинское  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. обследование ­  Рефлексия.  Выберите утверждение которое вам ближе всего: Знания полученные на уроке: ­ важны для будущей жизни ­ не знаю и знать не хочу Д/З

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс

Тема: Группы крови. Переливание крови.8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018