Тема: Химические реакции: признаки и условия протекания

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала химические реакции.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Тема: Химические реакции: признаки и условия протекания Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   химическая   реакция;   условия   и   признаки химических   реакций;   классификация   реакций   по   поглощению   и   выделению энергии. Т р е б о в а н и я :  знать понятие «химическая реакция», уметь определять тип реакции по тепловому эффекту. О б о р у д о в а н и е :   растворы   HCl,   H2SO4,   KCNS,   FeCl3,   NaOH,   CuSO4; спиртовка, зажим, магний, CuO, NH4Cl (крист.), пробирки, фарфоровая чашка. Х о д   у р о к а I. Фронтальный опрос. – Какие физические явления используются в химии? – Проверка упр. 3, 6 после § 25. – Чем физические явления отличаются от химических? II. Объяснение нового материала. – Итак, при химических явлениях образуются новые вещества. Химические явления по­другому называют химическими реакциями. Химические   реакции  –   это   явления,   в   ходе   которых   одни   химические вещества превращаются в другие. – По каким признакам мы определяем, что реакция прошла? Учитель демонстрирует опыты. Учащиеся описывают наблюдаемые явления. 1) FeCl3 + KCNS 2) горение Mg 3) CaCO3 + HCl 4) NH4Cl + NaOH 5) CuSO4 + NaOH – Подводим итог. Признаками реакции являются  (учащиеся записывают в тетради): 1. Изменение цвета. 2. Выделение тепла и света. 3. Выделение газа. 4. Изменение запаха.5. Выпадение осадка. – Какие условия необходимы для того, чтобы реакция началась? Учитель ставит рядом пузырьки с серной кислотой и оксидом меди (II).  – Почему не идет реакция? (Вещества не соприкасаются.) – Приведем вещества в соприкосновение.  Учитель насыпает в пробирку CuO и приливает кислоту.  – Реакция не идет. Что нужно сделать? (Нагреть.) – Нагреваем и видим признак реакции: изменение цвета. – Каковы же условия протекания реакции? З а п и с ь   в   т е т р а д и : 1. Привести вещества в соприкосновение. 2. Вещества растворить или измельчить. 3. Нагреть реагирующие вещества. Вы   заметили,   что   в   одних   реакциях   энергия   в   виде   тепла   или   света выделяется, а в других – поглощается. В зависимости от этого реакции делятся: на экзотермические – в ходе которых энергия выделяется (+ Q). Это реакции горения; эндотермические  – при которых энергия поглощается (– Q). Эти реакции требуют   для   своего   протекания   постоянного   притока   энергии:   нагревания, действия электрического тока, освещения, механического растирания или удара. Д о м а ш н е е   з а д а н и е : § 26, упр. 1, 2.